Кто я или мое место в иерархии?

Каждый ребенок рано или поздно задается вопросом  социального положения своей семьи и своего собственного социального положения. Это происходит примерно в 4 – 5 лет. После получения первых сведений на эту тему ребенок начинает постепенно расширять и уточнять полученную информацию. Его интересует не только его настоящее положение: ему важно понять, кем он был в «прошлой жизни». Видимо, в его путеводителе есть какая-то незримая строка, которая говорит об этом обстоятельстве и побуждает его это прояснить. Поэтому дети и стараются понять: кто я сейчас, кем я был тогда и почему именно так произошло?

Для того, чтобы понять мысли ребенка на эту тему, очень важно знать содержание его путеводителя по поводу социального устройства человеческого общества. Я долго собирала рассказы детей, чтобы понять, чем они руководствуются, задавая свои «детские» вопросы, которые ставят взрослых в тупик. Выяснилось, что дети исходят из того, что общество должно иметь иерархическую структуру, которая выражает уровень развития души каждого человека, представляя собой некий путь вверх. Чтобы более наглядно понять, как именно думает ребенок, очень подойдет сравнение развития души с движением в лифте, поскольку каждое свое рождение дети представляют себе как преодоление очередного этажа в движении их души наверх.

Когда ребенок пытается выяснить у родителей, какое социальное положение он занимает, он фактически пытается выяснить, на каком этаже он находится. Согласитесь, это важно знать, чтобы определиться на какой этаж нужно ехать дальше. А теперь давайте разберемся с описанием «этажей» развития человека, которые имеются в путеводителе ребенка и приведем описание иерархии человеческого сообщества для взрослых.


Иерархия человеческого сообщества

Поскольку человек — существо социальное, для обеспечения нормальной жизнедеятельности любая человеческая группа должна представлять собой слаженную, высокоорганизованную структуру, благодаря чему она живет как единое существо. Если такая организация отсутствует, группа не сможет быть народом и не сможет реализовать не только смысл соей жизни, но и наладить элементарное хозяйствование. Наилучшим средством организации жизни групповых существ является иерархия — приспособление   для выживания в окружающей среде, выработанное эволюцией за сотни миллионов лет.

Горизонтальная иерархия

Иерархия в биологическом мире является поддерживающим окружением, комфортной средой, способствующей выживанию. В иерархиях млекопитающих учитывается пол и возраст живого существа, его психический и физический статус. В человеческой иерархии учитывается пол, возраст, уровень знаний и накопленный энергетический потенциал каждого члена группы, что позволяет человеку построить свой жизненный путь сообразно задачам, которые он должен решить в этой жизни.

Женщины организуют жизнь и управление на внутренней территории, мужчины –  на внешней. Дети занимают подчиненное положение и учатся у взрослых всем премудростям жизни. Достигнув взрослого возраста, мальчики и девочки вступают в брачный период и  обосновываются на внутренней или внешней территории, присоединяясь к группе взрослых по половому признаку.

В мужской группе иерархия строится сообразно «подвигам» мужчины на охоте, в преодолении каких-либо жизненно важных испытаний. Чем умнее, смелее, выносливее мужчина, чем лучше он справляется с собой и внешними обстоятельствами, тем выше его иерархическое положение в группе. Мужская иерархическая структура вполне лояльна и предъявляет жесткие требования только к тем, кто не доказал свою состоятельность, т.е. не прошел соответствующие испытания. Среди тех, кто подтвердил свою состоятельность лидером может быть любой в зависимости от решаемой задачи. 

В женской группе иерархические роли закрепляются более жестко, поскольку они тесно связаны с приобретением материнского опыта. Здесь иерархическое положение подтверждается рождением здоровых детей. При этом важно все, что женщина делала с ребенком и каких детей вырастила. Каждый шаг и каждое действие женщины как матери на виду у всего сообщества, что определяет ее подъем по женской иерархической лестнице. 

На женской половине всегда главенствует старшая мать, т.е. женщина, обладающая наибольшим материнским опытом. Ее оценка ситуации важна не только для женщин. К этой оценке всегда будут прислушиваться и мужчины, которые хотят продолжить свой род и иметь здоровых детей-наследников. Чтобы наследники были здоровы нужна хорошая жена и мудрая мать.

Пройдя период детородного возраста и подойдя к старости мужчины и женщины  принимают участие в воспитании детей, привносят в группу умиротворение и покой, делятся своим жизненным опытом и мудростью с молодыми членами общества. Они вступают в пору духовной жизни, когда происходит переосмысление жизненного опыта и трансформации накопленной энергии. Таким образом они готовятся к переходу в иной мир. 

Так выглядит горизонтальная иерархия, ранги в которой делятся по полу и возрасту. Но кроме этого уже при рождении существует разница в стартовом энергопотенциале и реинкарнационном опыте. Если учитывать эти параметры, то в иерархии неизбежно появляются натуральные социальные ранги, из которых и формировались сословия.

Вертикальная иерархия или натуральные социальные ранги

Разделение общества на натуральные социальные ранги – это не что иное, как выстраивание человечного общества сообразно стартовым данным развития души. Если рассматривать жизнь человека как долгий реинкарнационный путь, становится очевидно, что люди уже при рождении обладают абсолютно разным опытом и уровнем духовного развития. 

В социальных системах, которые были присущи древним цивилизациям, стартовый уровень духовного развития человека определял его натуральный социальный ранг. Для представителя каждого социального ранга определяется уровень жизни и род занятий, которые будут способствовать его совершенствованию в этой жизни. Эти знания являлись частью культуры древних цивилизаций, благодаря чему они определяли условия, которые необходимы для  продвижения человека, находящегося на том или ином этапе духовного развития. Если учитывать это значение натуральных рангов, становится понятно, что их утрата не только не способствует развитию общества, но и лишает его возможности планомерного совершенствования. 

Разделение общества на социальные ранги, которое существовало как для мужчин, так и для женщин, никогда не подразумевало на разделение на «хороших» и «плохих», никогда не было средством для того, чтобы унизить одних и возвысить других. Такое деление, основанное на естественных данных человека, никогда не являлись инструментом дискриминации, подавления или порабощения одних людей другими. Оно подразумевало создание оптимальных условий для духовного совершенствования человека в зависимости от стартовых данных его души. Кроме того, оно давало возможность равным общаться на равных, а менее опытным и умным обращаться за помощью и поддержкой к более сильным и знающим.


Сословия в древнем мире

Практически во всех цивилизациях древности мы можем увидеть четыре основных натуральных ранга или сословия. В Индии сословия называются варнами. Опишем сословия на примере варн, где каждой варне соответствует определенный цвет.

Шудры – черный цвет, символизирует темноту. Это слуги, наёмные рабочие, которых называли чернью в соответствии с цветом варны. Это молодые души, которые недавно встали на путь развития и не обладают духовным опытом. 

Вайшья – желтый цвет, символизирует приземленность и расчетливость. Это хозяева, к которым относятся земледельцы, скотоводы, ремесленники, купцы, торговцы. Это души, накопившие весьма скромный духовный потенциал, который можно назвать начальным.

Кшатрии – красный цвет, символизирует страсть и разумность. Это воины, управляющие и правители. Это люди, которые имеют достаточный духовный опыт для того, чтобы стремиться к праведности. Это зрелые души, которые сами выбирают путь своего духовного развития.

Брахманы – белый цвет, символизирует благость и мудрость. Это посвященные, учёные, подвижники священнослужители, жрецы. Это люди, находящиеся на самой высокой ступени духовного развития. Брахманы, или брамины, сознательно идут по пути служения Богу и являются Учителями. 


Строгая поддержка варновости в некоторых обществах приводила к тому, что люди разных варн внешне значительно отличались друг от друга. Умение поддерживать здоровье и нормальное состояние физического тела представителей разных сословий было специальной наукой. 

В феодальной Европе по аналогии с варнами, сохранившимися в Индии, общество делилось на четыре основных сословия.

Чернь – люди, находившиеся на самой низкой ступеньке духовного развития, которые могли выполнять лишь неквалифицированную работу. 

Купцы, крестьяне, ремесленники – это хозяева, люди, которые производили материальные блага или перевозили их из страны в страну, обеспечивая тем самым материальное благосостояние своего народа. Накопленный духовный опыт позволял им вести собственное хозяйство.

Знать, или дворяне – это воины, которым, в последующем стали присваивать титулы: барон, граф, маркиз или герцог. Уровень воина определялся его духовными качествами и личными заслугами перед Отечеством.

Духовенство – люди, способные хранить и передавать духовные знания, просвещать и направлять представителей более низких сословий. Они сознательно выбирали путь служения Богу.

У славян также существовало деление на сословия. Большинство источников описывает три социальные группы.

Простолюдины или хозяева – земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы, купцы. Это ранг хозяев и торговых людей, которые производили материальные блага для своей общины, племени, народа.

Воины или витязи – люди княжеской и боярской крови, военноначальники и управляющие, служащие своему Отечеству вместе с царем или королем. Их главная задача – защита и охрана своего народа, поддержка порядка и управление большими территориями, на которых живет их народ.

Волхвы – посвященные, волшебники, хранители духовных знаний и культуры, включая обряды и традиции. Описание этого сословия можно встретить в текстах арабского путешественника Ибн Русте: «Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их, русов, начальники. Случается, что они приказывают принести жертвы Творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак не возможно...»

На Руси также имелось понятие «чернь». Например, в истории Великого Новгорода есть описания того, что вечевые сборы нередко заканчивались мятежами невежственной черни, которой было подавляющее большинство. Общественная функция черни – исполнение поручений, к ним относились слуги и чернорабочие. 

Вне рангов

Существовало также понятие о некоей прослойке общества, представители которой пока еще не начали свой путь духовного развития. Например, в Индии есть прослойка  неприкасаемых, которые фактически являются сословием, но ни к одной варне не относятся. Предполагается, что сословие неприкасаемых возникло из чужеземцев, переселившихся на территорию Индии в древние времена. Поскольку они были пришлыми, не владели языком и не были знакомы с местной культурой, то к ним могли относится как к бесправным пленникам или рабам. Так они и были выделены в бесправное сословие вне сословий. 

В Европе представители черни могли иметь такой же статус, что и неприкасаемые в Индии. К ним относили пленников, т.е. чужестранцев, фактически рабов, которые ничего не знали о местной культуре и говорили на другом языке. В какой-то момент времени чернью стали называть не только чужеземных пленников-рабов, но и невежественную непросвещенную часть соплеменников, не обладающих знаниями и нежелающих учиться.

На Руси преступники и разбойники, словом, криминал, были вне сословий, фактически неприкасаемые, этакая обочина цивилизации. Их старались нейтрализовывать и переселять куда-нибудь подальше от добрых поселений. К этой группе заблудших и не вступивших на путь духовного развития относили также грабителей, воров, ростовщиков или менял, пиратов и людей, содержавших бандитские промыслы.

Сколько всего браминов есть у народа?

Сословия или натуральные социальные ранги соотносились друг с другом не только по качеству, уровню духовного развития, способности к определенной деятельности, но и имели определенные численные соотношения.

  • Брахманы или жрецы  – составляли десятки (примерно 3-5% общества).
  • Воины и управляющие – составляли сотни (примерно 10-20% общества)
  • Купцы, ремесленники и крестьяне – составляли тысячи (примерно 35-40% общества)
  • Чернь – составляла десятки тысяч (примерно 40-50% общества).


Натуральные ранги и современность

Сегодня натуральные социальные ранги продолжают существовать также, как и у истоков человечества, поскольку они являются естественным явлением и отражают способность человека к определенному виду деятельности, его стартовую способность к духовному росту. Именно в этой связи их невозможно уничтожить. Правда, можно делать вид, что их нет, но это не просто не способствует развитию общества, это отбрасывает его далеко назад.

Сословность нельзя уничтожить физически, потому что она находится не только в этом, но и в том мире. Даже если предположить невозможное, что уничтожены все представители какого-либо сословия в физическом теле, все равно это не может исключить воплощений представителей этих сословий в новом теле, со всем опытом прошлых жизней и багажом возможностей. С этой точки зрения революционные перемены и репрессивные методы абсолютно неэффективны, поскольку у человека нет возможностей контролировать действия потустороннего мира. 

Сословные качества не всегда передаются по наследству. Физическое тело с хорошими физическими и психическими данными просто дает душе большие возможности для реализации своего потенциала. Таким образом, если действия людей направлены на формирование более крепких и здоровых физических тел, увеличиваются возможности для реализации потенциала души и, соответственно, возможности для воплощения могучих праведных душ. Если такого отбора не существует, возможности для реализации потенциала многоопытных душ сокращаются и минимизируется возможность для воплощения великих душ. В ущербные тела благородные души не воплощаются, поскольку такой инструмент не дает им возможности реализовать свой громадный духовный потенциал.

Во времена сумятицы и отсутствия должного порядка на физическом уровне, необходимого для реализации главного смысла жизни, благородная душа может появиться на свет и в семье черни. Более того, у великих душ есть возможность и вовсе не воплощаться во времена смуты. Они вполне могут подождать до тех времен, когда на земле воцарится лучший порядок.

Итак, все, что происходит в физическом мире тесно связано с событиями в мире потустороннем. Если мы запутываем социальные взаимоотношения, нарушаем их натуральный порядок,  мы наносим ущерб самим себе, усложняя поиск подходящего тела для воплощения великой души. Нужно понимать, что при неразумном поведении людей потусторонний мир ничуть не страдает, поскольку люди лишены возможности на него влиять. Все неправильные действия людей ухудшают в первую очередь их собственное положение: человечество своими неадекватными действиями вредит само себе.


Повышение духовного уровня от сословия к сословию

Есть все основания считать, что иерархия человеческой группы, включающая половые, возрастные и сословные различия, является инструментом для ускорения выхода из колеса Сансары. Постепенно в процессе перевоплощений происходит так, что все те, кто были чернью, поднимаются до уровня вайшья и необходимость в этом сословии практически отпадает. Потом все, кто находился на уровне вайшья, поднялись до уровня кшатрия, хотя и оставили за собой возможность выполнять определенные функции, которые выполнял вайшья, например, выращивать хлеб. Так было в славянских племенах: в мирное время человек был пахарем, а в военное — богатырем. Как только все члены племени поднимались до уровня кшатрия, становился возможным переход всем народом на качественно иной уровень.

Но для того, чтобы осуществить такой качественный переход, нужно, чтобы народ жил как единое целое, проникнувшись национальной идеей о спасении души. Для этого должно существовать не только четкое иерархическое разграничение по уровням духовного развития и сферам деятельности, но и должно быть хорошо налажено взаимодействие между уровнями. Центром, организующим взаимосвязи внутри иерархии, являлись Король и Королева и тому были совершенно определенные естественные причины.

9 комментариев:

  1. Поистине, вредим сами себе. Портим себе возможность воплотиться в подходящем теле, месте и времени, чтобы решать задачи души. Это ж насколько нужно было напортачить, чтобы родиться в XX-XXI веке? :)
    Встречала мнение, что Земля - это одна из самых тяжелых для проживания жизни души "площадок". Для меня это о том, что нужно прилагать гораздо больше усилий и грести в сторону нравственности и благоденствия.

    ОтветитьУдалить
  2. Ценность иерархии переоценить невозможно. Можно недооценивать.
    Конечно, горизонтальная и вертикальная иерархия существуют вне зависимости от нашего желания. Каждому стоит определиться, на каком он уровне. Для решения своих собственных задач на этом воплощении.

    ОтветитьУдалить
  3. Дорогие читатели! То, что вы поняли ценность иерархии ценно само по себе. Многие хотят "свободы, равенства, братства" исключительно для того, чтобы сразу залезть на вершину иерархии и золото лопатой загребать. Такие представления свойственны тем, кто еще не начал свой путь духовного развития. Увы!

    ОтветитьУдалить
  4. Как важно понимать кто мы на самом деле. Равенства не существует. Чем быстрее мы это поймем, тем счастливее будем. Иерархия важна, для каждого человека, чтобы действовать и жить в соотвествии со своими психическими энергетическими возможностями. Как мне жаль людей, которые пытаются быть теми, кем они не являются.

    ОтветитьУдалить
  5. Каждый человек относится к какому-либо из рангов. Мы не все равны. Однако мы сами не понимаем кто к куда относится. Как простроить эту иерархию в своём окружении непонятно..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Практики определения натуральных рангов вырабатываются в любом обществе постепенно, если только обратить на это внимание и целенаправленно этим заняться. Ничего не падало с неба само по себе - все является результатом опыта!

      Удалить
  6. Неосознанно мы стремимся к тому, чтобы понять свое место в иерархии. Разница в численности представителей разных натуральных социальных рангов естественна и логична. Но, увидев цифры, все равно было удивительно – насколько мало брахманов и кшатриев и как много черни. Поэтому, действительно, крайне важно эффективно организовать и наладить взаимодействие между уровнями.

    ОтветитьУдалить
  7. Да, действительно сейчас в обществе все больше и больше людей не могут принять тот факт, что хоть мы и физиологически все устроены одинаково, но вот рангами сильно отличаемся. И это нормально. У нас же сейчас делают все наоборот - активно пропагандируется "свобода, равенство, братство" - мол всем одинаково, а вот в физиологии начинают дурить, тут мы все разные (например, 19 видов обозначения половой и гендерной принадлежности). Происходит какой-то "шиворот-навыворот".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кривое мышление порождает психические болезни и, наоборот, психические болезни порождают кривое мышление. Очень вредно для здоровья не иметь о себе самом достоверной информации.

      Удалить