Общие понятия. Феноменальная реальность

Прежде чем описывать некоторые подробности представлений детей о внешнем мире, взрослым следует познакомиться с некоторыми общими понятиями, которые для маленьких детей несомненны. Поэтому первая вводная часть будет посвящена знакомству с такими общими понятиями, как феноменальная реальность, ее восприятие, культура и т.д.

Феноменальная реальность

Все дети хорошо понимают, что после рождения они попали в какой-то другой мир, непохожий на тот, который их окружал до этого. Я слышала множество рассказов о том, что сначала ребенок смотрел на мир через окошко. Потом выяснялось, что этим окошком были их собственные глаза. Об этом рассказывают дети в возрасте 3-4 лет. Причем первоначально ребенку действительно кажется, что он находится по ту сторону окошка, и стоит его захлопнуть, т.е. зажмуриться, как ты становишься невидимым для существ из внешнего мира. Только потом, годам к 2-м, дети начинают понимать, что захлопывание окошка не делает их невидимкой, но все равно так спокойнее.

Итак, дети после рождения точно знают, что они попали в некий новый мир, который можно назвать феноменальной реальностью. И они точно знают, что этот мир можно изучать и у них есть такие возможности. Давайте познакомимся с некоторыми утверждениями, которые точно известны детям и они на них опираются при взаимодействии с новым миром, куда они пришли благодаря своему рождению. Эти знания интуитивны, и ребенок опирается на них, не давая определений, а руководствуясь ощущениями и некоей памятью «до рождения». Как же думает и воспринимает новый физический мир ребенок? Что он о нем думает?

Феноменальная реальность. Каждый из нас согласится с тем фактом, что он находится в потоке жизни, которая, по сути, состоит из нескончаемого потока картинок, воспринимаемых нашим зрением. Картинки дополняются другими ощущениями, что уточняет наше восприятие внешнего мира. Поток жизни, в котором нас несет, как щепку, можно смело назвать феноменальной реальностью. Этот термин принят в науке и довольно хорошо отражает суть окружающей нас действительности.

Органы чувств. Всем известно, что окружающий мир мы воспринимаем с помощью органов чувств. Органы чувств дают нам информацию о тех объектах и явлениях, с которыми мы встречаемся в нескончаемом потоке жизни. Однако, на самом деле мир не таков, каким мы его видим и воспринимаем. Наши органы чувств преобразуют поступающую к нам информацию именно в те формы, которые нам удобно воспринимать. В действительности окружающий мир имеет полное право выглядеть и по-другому, но для того, чтобы его видеть по-другому, надо пользоваться другими органами чувств. К слову сказать, наши органы чувств вполне приспособлены к тому, чтобы отражать реальность довольно точно. Это позволяет нам точно ориентироваться во внешнем мире и осуществлять свою жизнедеятельность. Ребенок как раз исходит из того, что его чувства ему не врут. Они не врут ему и тогда, когда он опирается на свою память, и тогда, когда он переживает измененные состояния сознания, не свойственные взрослому человеку.

Окружающий мир. Что же мы воспринимаем как окружающий мир? Как физическую реальность? Окружающий нас мир – это пространственно-временной континуум, заполненный волнами разной длины и частоты. В этом мире материя – это тоже волна. К этим понятиям мы еще вернемся в дальнейшем повествовании. Итак, мы находимся в мире, наполненном волнами и энергиями, которые наши органы чувств переводят в удобный для нашего восприятия формат образов, вкусов, запахов и других ощущений.

Законы, по которым живет феноменальная реальность. Очевидно, что феноменальная реальность, в которой протекает бытие человека, упорядочена в пространстве и во времени и подчиняется неким вполне конкретным законам. Эти законы можно назвать вселенскими законами, определяющими все многообразие бытия. Повлиять на эти законы или изменить их человек не в силах, поскольку находится внутри закона, а влиять на закон можно только извне. Ребенок на определенном этапе начинает понимать, что в его жизни действуют некие непреодолимые законы. Он принимает их существование и на очередном этапе своего развития проявляет стремление изучать их.

Биологическая жизнь. В водовороте феноменальной реальности пульсирует биологическая жизнь, которая является неотъемлемой частью феноменальной реальности. А если это так, значит, вселенские законы влияют и на биологическую жизнь и определяют ее формы и развитие.

Смысл всего сущего. Во всем, что существует, есть смысл. Он есть даже тогда, когда для человека этот смысл не очевиден. Это означает, что есть какой-то смысл и в биологической жизни, который тоже может быть не вполне очевиден с первого взгляда. Дети хотят этот смысл понять, уловить его и, конечно же, они хотят, чтобы этот смысл понимали взрослые и могли его внятно объяснить.

Место человека в мире. Если есть смысл в биологической жизни, значит, должен быть смысл и в существовании человека. Чтобы понять место человека в мире, необходимо понять законы, по которым живет феноменальная реальность. Это очень сложно, но задача облегчается, если есть возможность передавать и накапливать опыт. Если есть Учитель или Мудрец, который постиг смысл какого-либо закона, он может передать свое знание Ученику, и у Ученика появится шанс углубить свое познание. Для ребенка первыми Учителями являются его родители, и он подразумевает, что они смогут ввести его в новый мир и объяснить все необходимые детали.

Личность мудрого Учителя. Для ребенка очевидно, что у него должен быть Поводырь – Учитель или Мудрец. Ребенок не сопротивляется этому, напротив, он этого ждет! Он ждет того, кто поведет его по жизни и готов воспринимать от него знания и беспрекословно следовать за ним. Самый первый его учитель в жизни – это его мама, а потом к ней присоединится папа.

Такое представление об Учителе хорошо сохранилось в философии Востока, что позволяет ученикам успешно совершенствоваться и развивать в себе высочайший самоконтроль, а это является духовным достижением.

Поскольку у детей есть ожидание Учителя и стремление полного подчинения ему, эти ожидания следует считать подлинными и правильными. Интересно, что дети готовы всецело подчиняться Учителю для того, чтобы впоследствии стать такими же могучими, сильными и знающими, как Он. Именно так они воспринимают личность Учителя, всецело стремясь вырасти до его высокого уровня.

Источник знаний. Для ребенка нет никаких сомнений в том, что источником знаний является сама жизнь, в водовороте которой мы движемся в пространстве и во времени. Именно из жизни знания попадают в книги. Поэтому книжные знания второстепенны и отражают лишь опыт того, кто писал книгу.

Множество истин можно узнать из повседневной жизни, если уметь не только смотреть, но и видеть, если уметь не только слушать, но и слышать, если уметь не только узнавать, но и понимать то, что узнал. Человек является частью Вселенной, и в этом смысле сам человек является источником знаний, но чтобы воспринять эти знания, надо научиться это делать, а это весьма непросто!

Естественное и противоестественное. Понимание законов, по которым живет феноменальная реальность и которые определяют биологическую жизнь, чрезвычайно важно. С этой точки зрения все, что происходит в жизни человека и других живых существ в соответствии с законом, является естественным, а все, что ему противоречит – противоестественным. Понятия о естественном и противоестественном поведении имеют большое значение для организации жизни человека.

К сожалению, на сегодняшний день для современного человека понятия о естественном и противоестественном настолько далеки, что он даже осмеливается требовать доказательств целесообразности и пользы естественных вещей. Еще большей наглостью с его стороны является сбор доказательств в пользу целесообразности и пользы противоестественных вещей. Эта деформация идеологии современного общества очень путает детей и приводит их в недоумение. Первоначально они воспринимают подобные деформации как неправильность мира и большую личную трагедию. В этом смысле для родителей очень важно адекватное понимание, что такое естественное и противоестественное, чтобы уметь поддерживать своих детей и сохранять их уважение.

Культура. Благодаря накоплению и передаче опыта складывается культура. Культуру следует воспринимать, как осознанное следование законам бытия, позволяющее максимально реализовать биологический смысл существования человека. И именно поэтому дети являются поклонниками культуры – они очень хотят прожить свою жизнь осмысленно с самого начала!

Как это ни покажется странным, но все вышеперечисленные позиции живут в ребенке на уровне внутреннего знания, и об этом следует помнить взрослым, которые это знание успели подзабыть.


Впервые опубликовано в 2012 году, вторая редакция 2016 года

9 комментариев:

  1. Когда я читаю вашу книгу, всегда вспоминаю свое детство. Все было как вы пишите. Мне рассказывали, как я долгое время играла в прятки - просто закрывая глаза руками. Я думала, что исчезаю закрыв свои окна - т.е. глаза. Что касаемо доказательств обычных естественных вещей, в голову пришел недавний пост известного блогера, которая сейчас в ожидании малыша. Она заявила, что не будет кормить грудью. На вопрос почему? Ответила: польза грудного вскармливания не доказана. Сейчас действительно очень сложно жить в нашем мире. Нужно доказывать обычную норму и приводить доводы. Люди совершенно перестали выстраивать логические цепочки: подгузники, искусственное вскармливание, раздельный сон. Иногда удивляешься – почему такие очевидные вещи нужно доказывать? К сожалению, многие сами ищут эти доказательства для того, чтобы делать так как им хочется, а не так как это требует природа.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У блогера девиантное поведение. Она представитель выморочной популяции, у которого отсутствует забота о потомстве. Таким помогать нельзя и нельзя помочь. Она проходит испытание и ее уже ждут за чертой этой жизни все наказания, которые для нее уже уготованы. И в главе IV этой книги это описано.

      Удалить
  2. Казалось бы, все просто и логично и что тут можно поставить с ног на голову?
    Но все происходит просто, стоит только подорвать одно из звеньев, например, накопление и передачу опыта. И все, считай закончились.

    ОтветитьУдалить
  3. Сплошь и рядом люди просят доказательства того или иного действия. Даже те факты хотят доказать, которые не требуют доказательств, например вопросы биологии

    ОтветитьУдалить
  4. При прочтении несколько раз возникали мысли - как же мал человек, его возможности восприятия ограничены, очень многое мы не способны постичь и отследить. Глупо считать себя венцом природы. Еще более глупо – наплевательски относиться к биологии, не считаться с ее законами. Это как рубить сук, на котором сидишь. И какие тогда знания можно передать своим детям, ожидающим рядом с собой мудрого учителя!

    ОтветитьУдалить
  5. Если человек требует доказательств того, что у него 2 руки, значит, ему надо к доктору. Больным людям ничего доказать невозможно!

    ОтветитьУдалить
  6. То чувство, когда описанный в статье ребенок и его восприятие и мышление грамотнее многих взрослых людей. Не просто так говорят, что "дети - лучшие учителя" - нам действительно есть чему у них поучиться, если рассмотреть вопрос о феноменальной реальности и желании доказывать очевидное. Остается, пожалуй, сохранять рассудок и крепко держать шляпу.

    ОтветитьУдалить
  7. По ходу дела мы живём в такой феноменальной реальности, которую объяснить и передать наши органы чувств не в состоянии. И чтобы сохранить человека, органы чувств утратили часть своих истинных возможностей.
    Многое отозвалась из статьи, особенно личность мудрого Учителя, источники знаний, естественное и противоестественое, культура!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне, как автору, очень приятно, что книга помогает читателю вернуться к истокам своих собственных чувствований!

      Удалить