Вера в реинкарнацию и ее запечатление в ритуалах
У множества народов земного шара существовали мифы, ритуалы и обряды, имеющие своей целью сохранение реинкарнационной памяти. Этнографические наблюдения у различных племен свидетельствуют, что первобытный человек не верил в естественную неизбежность и «окончательность» смерти. Идея преемственности, продолжения жизни предков в жизни их потомков нашла свое отражение в распространенном у многих народов обычае называть новорожденных именами умерших родственников. Существовали и другие ритуалы. У карел, например, в случае бесплодия женщина могла обратиться за помощью к своим покойным родителям и родственникам до девятого поколения и рассчитывать на их магическое содействие.
Ритуал никогда не возникает на пустом месте. В его основе всегда лежат практические наблюдения. С помощью ритуалов закреплялась и передавалась из поколения в поколения информация о событиях, имевших важнейшее значение. В культурах, где письменность не была распространена или была распространена мало, люди стремились сохранить такую информацию всеми доступными средствами. Всему, что окружало человека (элементам ландшафта, утвари, жилищу, пище и т.п.) придавался знаковый характер. Все это вместе с устной речью, музыкой и другими видами культуры, несло общий объем информации о целостной картине мира.
Одна и та же информация могла передаваться с помощью разных символов, что служило залогом дополнительной сохранности. Но даже в таких условиях происходило искажение или забывание смысла отдельных частей картины мира. Ритуал служил для фиксации и сохранения наиболее ценного опыта и знаний.
Особенно важными считались темы творения мира, установление различных правил и схем социального взаимодействия и брачных отношений. Придавалось огромное значение системам родства, включая и отношение к умершим предкам. В неизменности именно этих структур наши мудрые предки-прародители видели залог благополучия человека и общины и племени в целом.
Наличие у разных народов мира множества ритуалов и обрядов, связанных с реинкарнационной памятью, говорит о том, что наши предки знали о существовании реинкарнации, как объективного явления, и считали знания о ней важным условием благополучия группы (рода, племени). Столь распространенное верование во всех частях света, порой не связанных между собой никакой коммуникацией, не могло возникнуть на пустом месте, очевидно, что оно имело под собой объективную основу.
Биологическая основа веры в реинкарнацию
Что же служило объективной основой для веры в реинкарнацию? Вполне логично предположить, что это были рассказы людей о других жизнях. Такие рассказы записывались и передавались из уст в уста всю историю человечества, со времен первых цивилизаций до наших дней. В новейшей истории одним из самых ярких случаев стал история, произошедшая в 1950-х годах в крупном индийском городе Кауннадже. В один из январских дней шестилетний малыш по имени Мунна — сын парикмахера — играл на улице. И его похитили два незнакомца. Отец — Шри Ягешвар Прасад — сразу же организовал поиски Мунны. В тот же день нашли тело мальчика — он лежал на берегу реки с перерезанным горлом. Полиция разыскала и арестовала подозревавшихся мужчин. Один из них сознался в убийстве, но вскоре от своих показаний отказался. Так как не было никаких доказательств, на основании которых можно было бы выдвинуть обвинение против этих людей, их вынуждены были отпустить.
Прошло полгода. В семье Шри Бабу Рам Гупта родился мальчик, которому дали имя Шанкар. Когда ему исполнилось два года, он стал все чаще говорить про свой некий «второй дом» и выказывать желание встретиться с «другими родителями». Малыш постоянно требовал игрушки, которых у него никогда не было. Оставалось загадкой откуда у мальчика было столь точное их описание. Наступил момент, когда Шанкар в сильном страхе рассказал родителям странную историю о том, как два человека — в другой жизни — перерезали ему горло. Не потому ли, мол, на его горле с рождения есть полоса, похожая на шрам?
Вскоре его историю узнал весь город. Обнаружилось, что детали этого убийства в точности совпадают с признанием того подозревавшегося мужчины, которого вместе с напарником полицейские отпустили на волю. Когда история Шанкара дошла до отца Мунны, он захотел встретиться с мальчиком. В момент этой встречи ребенок узнал Ягешвара и бросился ему в объятия.
Известен подобный случай и на территории России. Жительнице Анапы Наталье Бекетовой в школе с трудом давался немецкий язык. Но однажды прямо на уроке математики она впала в обморочное состояние: увидела себя летящей меж изумрудных искр. Когда врачи привели девочку в чувство, она сказала, что ее зовут по-другому — Энн Макдауэлл. Наташа перестала понимать по-русски, ей пришлось осваивать родной язык заново, с букварем. Зато она вдруг начала говорить слова из 120 языков, в том числе древних — латыни, старославянского, фарси... Бекетова считает, что в ней проснулась память о прошлых жизнях. Ее феноменальный дар изучали лингвисты, а замеченную способность перевоплощаться в другие личности — ученые, специализирующиеся на изучении функций высшей нервной деятельности. Сегодня считается, что у Бекетовой изменилось состояние сознания. Сама она утверждает, что ее возраст не менее пяти тысяч лет.
Особенно много о своих прошлых жизнях рассказывают дети в возрасте 4-5 лет. Мало кто замечает это, но если прислушаться к их рассказам, все становится совершенно очевидно. Например, девочка сидит и рисует корову. Поднимает голову и говорит: «А вот когда я жила не здесь, там были другие коровы».
Другой пример. Девочка говорит маме, что ей приснился страшный сон. «Что тебе приснилось?», - спрашивает мама. «Мне приснилось, что был пожар, и я умерла», - говорит дочка.
- А что было после того, как ты умерла?
- Ничего, умерла, ну я умерла в космосе. А потом я тебя нашла. Но я уже была не такая, другая.
Третий пример. Двухлетний кроха учил всех, как надо правильно владеть мечом и шпагой, утверждая, что когда он был рыцарем, ему тоже приходилось учить молодых воинов этому искусству.
Четвертый пример. Еще одна девочка была в полной уверенности, что присутствовала на рыцарских турнирах. В 8 лет она рисовала одежду, которую видела там, рассказывала, как рыцарь ведет себя верхом на лошади.
Пятый пример. Мальчик двух-трех лет, который жил в центре Москвы, считал себя палеонтологом и каждый раз выходил на прогулку с лопаткой и кисточкой. Однажды, в песочнице он играл в раскопки. Долгое время он возился в песке, затем извлек из него что-то и, отдавая бабушке, сказал, что это древнее животное. Находка действительно была необычной, и бабушка решила отнести ее в палеонтологический музей. К великому изумлению бабушки, работники музея сказали, что это трилобит – древнее вымершее животное. На этом история не закончилась. Когда в 4 года семья уехала в Аргентину, там, в очередной раз играя в раскопки, мальчик нашел миниатюрную статуэтку древних ацтеков – священную лягушку. Подлинность этой находки родителям подтвердили в местном музее.
Шестой пример. В 1 год и 4 месяца девочка строила пирамиды, водружала сверху красный мячик и говорила: «Ра!». В ее душе благоговейный отклик вызывал каждый красный шар или мяч, а по утрам и солнце в окошке. Она падала на колени, возводила руки кверху и восклицала: «Ра!». Как впоследствии оказалось, такое поведение было похоже на ритуалы Древнего Египта, посвященного Богу Ра. Ее родители не были египтологами и вообще мало что знали о культуре Древнего Египта до тех пор, пока их дочь не проявила подобное поведение.
Седьмой пример. В трехлетнем возрасте девочка озадачила маму вопросом: «Мама, расскажи, как душа выходит из тела и входит в него?». Мама была в замешательстве и честно сказала, что она не знает этого. Через некоторое время дочь пригласила маму к разговору и рассказала ей о том, что она помнит, как именно душа человека входит в тело и выходит из него. Эти знания она не могла получить из книг и рассказов окружающих, потому что эти темы в семье не поднимались.
Как отличить фантазии детей от подлинных рассказов о прошлых жизнях? Обычно это хорошо заметно. Когда ребенок рассказывает о своей жизни «не здесь», он всегда говорит ясно и четко, не прикладывает никаких усилий для описания подробностей. Но стоит только ему отвлечься, как он начинает путаться, запинаться, то есть явно придумывать, и говорить ерунду.
Информация о ритуалах, связанных с реинкарнационной памятью, позволяет родителям лучше подготовится к тому моменту, когда дети начинают рассказывать о своих прошлых жизнях, а рассказывать об этом они начинают вне зависимости от совершенного ритуала. Очень важно, как в этот момент будут реагировать родители, смогут ли они услышать, а в дальнейшем с пользой для ребенка использовать полученные знания.
Ритуал опрашивания ребенка
О ритуале опрашивания ребенка мне рассказывала бабушка. Она говорила: «Надо ребеночка спрашивать, где он жил, кем он был». На вопрос «зачем это делать?» бабушка отвечала: «Чтобы он не забыл». Об этом же ритуале рассказывал и А.Я. Колесников, заслуженный деятель искусств, народный мастер, свыше 50 лет изучавший традиционное русское узорное ткачество и костюм Северной Руси допетровского времени.
Опрашивать начинают ребенка, который еще не умеет говорить, т.е. приблизительно с 2 месяцев до года. Вопросы задают почти каждый день. Мама берет малыша на руки или кладет рядом, собираясь заняться делами, или укладывает спать, а при этом поглаживает дитя и начинает расспрашивать. Вопросы задает ласково, негромко. Она смотрит в глаза малыша и разговариваете с ним. Если все делать правильно, то малыш обязательно «отвечает», гулит, улыбается, выказывает полное понимание. Не обязательно заучивать вопросы наизусть. Необходимо помнить основные моменты и позволить вопросам «литься песней». Если какие-то вопросы пришли в голову спонтанно их рекомендовалось запоминать, потому что у матери тоже может быть некое прозрение относительно судьбы своего чада.
Приведем пример ритуальных вопросов:
- А кто ты?
- А как тебя звали?
- А кто были твои мама и папа?
- А у тебя были братья или сестры?
- А как их звали?
- А где ты жил?
- А какие там были деревья? И т. д. до 50 вопросов.
Но матери недостаточно просто задавать малышу вопросы. Обучать маму проведению этого ритуала должен человек, которому это знание передавалось лично. Этому невозможно научиться по книге или с помощью статьи. При личном контакте передается нечто более важное, чем прописная информация, при личном контакте передается «ключ» к явлению. Это не кодовое слово, и не движения руками, это состояние, которое невозможно описать.
Обычно дети начинают рассказывать после трех лет, но делают это не все дети. Дети, которых опрашивали, отличаются тем, что рассказывают более подробно и более связанно. И если родители знают, что может рассказать ребенок и что его надо слушать, они обязательно не пропустят такой рассказ. К семи-восьми годам дети забывают все, что они рассказывали и хихикают, когда родители напоминают им об их рассказах. Воспоминания могут появляться и в более старшем возрасте, например, в юношеский период. Память может воспроизводить их в переломные жизненные моменты или после перенесенных острых состояний, таких как обморок, клиническая смерть, высокая температура.
Когда ребенок начинает рассказывать о своих прошлых жизнях важно его не спугнуть. Бестактным или несвоевременным вопросом можно все испортить. Например, сидит малыш, рисует. И вдруг говорит, мол смотри мама, когда я жил «не здесь» у нас была другая одежда и другой дом. В этот момент аккуратными вопросами можно узнать подробности, а вот если кто-то сделает громкое замечание или начнет отвлекать внимание, то ребенок тут же прекратит свой рассказ.
Другие ритуалы, связанные с реинкарнационной памятью
Помимо ритуала опрашивания ребенка, существовали и другие ритуалы, связанные с сохранением реинкарнационной памяти. Например, существовал обряд, который позволял малышу вспомнить, кем он был в прошлой жизни и чем занимался профессионально. Считалось, что обучение человека в том деле, с которым он был хорошо знаком в прошлой жизни, будет легким и быстрым. О таком ритуале мне рассказывали бабушки и упомянутый выше А.Я. Колесников. Он получил сведения, находясь в этнографической экспедиции по старообрядческим деревням на среднем Урале.
«Обряд проводился, когда ребенку исполнялся год. Отец делал специальный деревянный столик такого размера, чтобы ребенок мог дотянуться до любого его места. На столик выкладывались разные предметы, имевшие отношение к ремеслам и занятиям людей (сбруя для лошади, бусы, вышивание и т.п.). Предметы, относящиеся к не слишком почитаемым профессиям, старались положить подальше от края стола. Так, чтобы ребенку сложно было до них добраться (но можно, при необходимости). По тому предмету, который выбирал малыш, судили о его прошлой профессии. Считалось, что в этом деле человек будет удачлив, потому что когда-то он уже это делал.»
Похожий обряд есть в традициях Кореи. Корейцы считают, что у человека существует 3 главных праздника. Один из них отмечается, когда ребенку исполняется год. На праздник собирается вся родня (желательно 100 человек). Приносят дары, деньги. Существует очень много нюансов проведения этого праздника, но основным событием считается момент, когда ребенок подходит к столику с предметами профессиональной принадлежности. Традиционно это должно произойти не позднее 12 часов дня, как символ своевременности всего, что будет происходить в будущей жизни маленького человека. Современные корейцы выбор ребенка интерпретируют как будущее призвание.
В Непале есть похожая традиция, которая проводилась при исполнении ребенку 5-6 месяцев. Перед ним ставят большое блюдо, на котором лежат игрушки, рис, горсть земли, серебряные ножные браслеты, книга, ручка, чернильница. По тому, что выберет ребенок, стараются угадать его будущее занятие.
Еще один пример, пожалуй, самый яркий и популярный — это ритуал поиска новой реинкарнации Далай Ламы. В Ламаизме есть понятие Хубилган, обозначающее новое воплощение известных святых. Существует специальная практика распознавания Хубилганов. Возможным претендентам предъявляют на выбор вещи, принадлежавшие ранее опознаваемым святым. Претендент на роль Хубилгана, выбранный видящими его прошлые воплощения монахами, должен не только опознать вещи, но и ответить на вопросы, касающиеся "своей" предыдущей жизни.
Существовал также ритуал, который помогал определить зрелость души. Он тоже проводился, когда ребенку исполнялся 1 год. На столик выкладывали разные вещи: яркие, блестящие, но не имеющие особой ценности, и, наоборот, невзрачные, неброские, но представляющие значительную ценность для данной семьи или всего рода. Если ребенок, как сорока, бросался на броские, блестящие предметы, считалось, что душа молодая, а если выбирал неброские, но ценные предметы, это означало, что это душа зрелая.
В заключение
Реинкарнационные воспоминания детей — это объективное явление, которое имело практическое значение для жизни семьи и рода. Ритуалы, связанные с восстановлением памяти прошлых жизней человека, и сегодня могут быть чрезвычайно полезны для определения не только рода занятий, но и жизненного пути человека.
© Copyright: Жанна Цареградская, 2022
Свидетельство о публикации №222083100184
Комментариев нет:
Отправить комментарий