пятница, 9 ноября 2012 г.

Миром правит закон причинности

Дети представляют себе свою жизнь как продолжение чего-то, что с ними уже было. Они точно знают, что какие-то события уже с ними происходили или они видели их со стороны. Когда с детьми происходят неприятности, они воспринимают их как действие некоей десницы свыше, как расплату за что-то, что они сделали неправильно и им очень обидно! Их не покидает ощущение, что кто-то большой и невероятно могущественный неотступно за ними наблюдает и определяет для них положительные и отрицательные события. Они чувствуют себя привязанными незримой нитью к чему-то сверхсущему, чего не видно глазами, но оно не просто существует, а определяет ход всех событий. Дети точно знают, что их собственная жизнь заранее предопределена, они даже пытаются вспомнить, какие события их ждут впереди, но чаще всего, память их подводит.

Маша (6 лет) сидит на кресле, смотрит сосредоточенным взглядом, хватается за голову руками, подпирает рукой щеку, снова сосредоточенно смотрит. Проходит довольно много времени. Мама обеспокоилась и стала спрашивать: «Машенька, ты о чем думаешь?». «Мамочка, я хочу вспомнить, что со мной будет. Я это совсем недавно знала, а теперь забыла и никак не могу вспомнить!». Мальчик Миша (5 лет) сидит на подоконнике и задумчиво смотрит в окно. Проходит много времени, и бабушка спрашивает его: «О чем задумался?». Миша отвечает: «Когда я сюда рождался, я точно знал, как у меня все тут будет, а теперь забыл и жалко!».

Предопределенность событий переживается детьми как некая магия, в которую дети не просто верят, они живут по ее законам. Чрезвычайно активно дети пользуются магией подобия и согласно этой магии ждут совпадений. Например, если папа принес мне машинку, когда я был в желтых трусах, значит, когда я снова надену желтые трусы, попа снова принесет мне машинку. Дети точно знают, что совпадений не бывает, что событиями управляют некие силы, которые предопределяют ход событий. Если угадать законы действия этих сил, то можно управлять событиями.

Кроме магии подобия детям знакома магия перехода или магия края. Стоять у черты, переходить черту, попадать в другое пространство – это обычные мысли обычного ребенка. Когда ребенок идет по асфальтовому тротуару он начинает играть в игру «не наступи на линию». Смысл в том, что кто наступил на черту, тот преступил через край, перешел в другой мир и исчез для этого мира. Дети точно знают, что кроме нашего измерения существует тысяча других измерений, в которые можно попасть. Они уверены, что вход где-то рядом, но как его найти?

Девочка Ташечка (6 лет) пришла к маме и рассуждает: «Мама, вот если есть наше измерение, значит, есть и другие измерения?». Мама удивленно отвечает: «Наверное есть». Танечка продолжает: «А если есть другие измерения, значит, в них можно попасть?». Мама, ничего не подозревая отвечает: «Наверное можно». Танечка говорит: «Тогда давай туда пойдем, посмотрим, а то мне одной страшно!». Мама удивленно: «Что тебе страшно?». Танечка отвечает: «Я обратно могу дорогу не найти».

Девочка Серафима (7 лет) рассматривала астрономический атлас, пришла к маме и говорит: «Мам, интересно, а как кольца Сатурна выглядят из другого измерения?». От неожиданности мама даже не нашлась, что и ответить.

Итак, детям точно известно о предопределенности или фатальности событий и сложном строении мира. Для того, чтобы взрослым было понятно, что написано в этом разделе заветного путеводителя ребенка, мы познакомим их с таким понятием, как «карма» или «закон причинности».
  

Карма или закон о причинно-следственных связях

Практически каждый из наших современников в том или ином варианте слышал слово «карма». В бытовую речь это слово вошло после увлечения индийской философией и стало использоваться в качестве синонима слова «неотвратимость» или «судьба». Однако, это не совсем точное определение. Давайте посмотрим, что говорит о карме сама индусская религиозная философия, из которой и было позаимствовано это понятие.

«По учениям индусской Ведантской религиозной философии, Вселенная представляет собой разумную деятельность, исходящую из единого первоисточника (Parabrahman). Космическая деятельность выражается движением различной силы и быстроты; проводником движения служит мировая материя (Mulaprakriti), доступная несовершенным орудиям нашего сознания только в своих наиболее плотных и грубых соединениях. Вне поля нашего сознания – во всех направлениях – твориться непрестанная, невидимая для нас жизнь; жизнь камня ускользает от нас потому, что проявления ее слишком медленны для нашего наблюдения, жизнь в невидимых мирах ускользает от нашего наблюдения потому, что проявления в этих мирах слишком тонки и быстры для несовершенных орудий нашего сознания.
Санскритское слово «Карма» означает действие. Быть и действовать – одно: вся вселенная – одна великая непрерывная Деятельность, управляемая незыблемым законом справедливости, Кармой. В мировой деятельности все связано со всем, все находится во взаимной зависимости и все стремиться к единой цели. Каждое действие во вселенной есть результат предшествующей причины и в то же время – причина последующего действия. Получается непрерывная цепь причин и действий, которые, в осуществлении, являют жизнь Вселенной. Отсюда – значение Кармы как закона причинности. В применении к человеку, Карма являет собой всю совокупность его деятельностей. Все, что человек представляет собой в настоящем и что он представляет из себя в будущем, все это – последствие его деятельности в прошлом. Таким образом, единичная жизнь человека не есть нечто оторванное, она представляет собой плод прошедших и в то же время семя будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души.
В жизни нет скачков и нет случайностей, все имеет свою причину, каждая наша мысль, каждое чувство и поступок идут из прошлого и влияют на будущее. Пока это прошлое и будущее скрыто от нас, пока мы смотрим на жизнь как на загадку, не подозревая, что создали ее сами, до тех пор явления нашей жизни как бы случайно выдвигаются перед нами из бездны неведомого. Ткань человеческой судьбы вырабатывается  самим человеком из бесчисленных нитей, сплетающихся в узоры  неуловимой для нас сложности: одна нить исчезает из поля нашего сознания, но она не исчезла, а только спустилась вниз; другая появляется внезапно, но это все та же нить, прошедшая по невидимой стороне ткани и снова появившаяся на видимой для нас поверхности; глядя только на отрывок ткани и только с одной ее стороны, наше сознание не в состоянии разглядеть всей сложности ее узоров.
Причина тому – наше неведение законов духовного мира».

О значении взаимосвязей между членами человеческого сообщества хорошо сказано у восточных Учителей:
«Не воображай, что ты можешь отделить себя от человека дурного или неразумного. Они – это ты, хотя и в меньшей степени, чем твой друг или твой Учитель. Но, допуская в сердце свое отчуждение от дурного человека или предмета, ты этим создашь Карму, которая свяжет тебя с ними до тех пор, пока душа твоя не познает, что она не отделима. Не забывай, что грех и стыд мира – твой грех и стыд, ибо ты составляешь часть мира и твоя Карма неразрывно соткана с общей Кармой. И пока ты не достигнешь познания, ты должен пройти по всюду, одинаково как по чистым, так и по грязным местам. Не забывай же, что загрязненные одежды, до которых ты боишься дотронуться, могли быть твоими в истекшем дне, могут быть твоими в грядущем. И если ты отвернешься с ужасом, когда такая одежда наброшена будет на твои плечи, она только теснее прильнет к тебе. Мнящий себя праведным, готовит себе ложе тины. Воздерживайся потому, что воздержание – благо, а не ради сохранения себя в чистоте».
Такая позиция существовала не только в индийской философии. Мудрецы разных стран мира призывали: «Не относись брезгливо с пренебрежением к сирым и убогим, не зарекайся от тюрьмы и от сумы, ты можешь оказаться на их месте!».

Итак, Карму следует понимать как закон причинно-следственных связей, которые человек не всегда может проследить. Более того, в преобладающем большинстве случаев он не может следить за действием этого закона и уподобляется слепому котенку. Духовный рост человека невозможен без понимания законов Кармы. Именно поэтому для реализации духовной эволюции человеку необходимо знать и учитывать эти законы.

Если народ шел к вершине духовного развития, то любая «кармическая» недоработка могла сильно затормозить общее движение к вершинам духовного совершенства. Поэтому в древних обществах одной из задач жрецов, волхвов и посвященных было видение Кармы каждого представителя народа, который приходил в этот мир. Это было необходимо, чтобы помочь родителям ребенка определить для него должную программу воспитания и путь личного духовного роста. Сегодня, увы, уровень развития общества не позволяет нам пользоваться этими высокими «технологиями». Память о них сохранилась только в путеводителе ребенка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий