Ничто не стоит на месте. Вот снова подрос ребенок, ему
исполнилось 7-8 лет и снова ему требуется пища для ума. О чем теперь ему
следует рассказать? Вот и пришло время рассказать ему о вере и доверии, о долге
и благодарности, о подвигах и преступлениях, о мистике и романтике.
Эти более сложные нравственные понятия, которые, как правило, не связывают с проявлением нравственного здоровья человека. По каким-то причинам люди стараются отнести эти понятия к политике, религии и другим понятийным системам, забывая о том, что чувство долга, способность к переживанию чувства благодарности, способность совершать подвиги, стремление к романтике – это проявления жизни души и несомненные свидетельства нравственного здоровья человека. Но как бы не кривили душой взрослые – детей не обмануть. Пока в них еще свежа память о божественном происхождении души, а об этом они точно помнят до 8 лет, они хорошо знают, что это вопросы нравственного характера и хотят, чтобы взрослые утвердили их в этом понимании.
Эти более сложные нравственные понятия, которые, как правило, не связывают с проявлением нравственного здоровья человека. По каким-то причинам люди стараются отнести эти понятия к политике, религии и другим понятийным системам, забывая о том, что чувство долга, способность к переживанию чувства благодарности, способность совершать подвиги, стремление к романтике – это проявления жизни души и несомненные свидетельства нравственного здоровья человека. Но как бы не кривили душой взрослые – детей не обмануть. Пока в них еще свежа память о божественном происхождении души, а об этом они точно помнят до 8 лет, они хорошо знают, что это вопросы нравственного характера и хотят, чтобы взрослые утвердили их в этом понимании.
Вера и доверие
Когда перед человеком открывают какое-либо знание он обычно
или соглашается с услышанным, или сопротивляется тому, что слышит. Это
сопротивление может выглядеть по-разному и, в частности, под его воздействием
люди просят доказательств. Практика показывает, если полученные знания не находят отклика в душе человека – доказательства в большинстве случаев бессильны. Самые сокровенные знания мира вместе с доказательствами успешно канут царящую в душе пустоту и не найдут там отклика. Поэтому смело можно говорить о том, что какие-то знания человек может принять,
а какие-то не может. Если у него возникает барьер неприятия, он склонен
обвинять говорящего во вранье, в этом случае не имеет значения даже
авторитетность источника.Те знания, которые человек может услышать и которые находят
отклик в его душе, уже когда-то были ему знакомы. Поэтому он с радостью
именно их выделяет из обширного потока информации. По этой причине
человек во что-то может поверить, а чему-то будет сопротивляться. Значит вера – это воспоминание об истине,
воспоминание о том, что уже было знакомо.
Принять на веру – это
принять без объяснений, потому что когда-то
я уже это знал и у меня осталась память об этом знании. Есть и другой вариант, возможно, я сохранил память о доверии
к другу или Учителю, поэтому помню, что более опытному человеку можно довериться
только на том основании, что он знает больше меня и я, как менее знающий, не
могу понять всего, что знает он.
Вера и доверие – это чувства связанные друг с другом. Способность верить и доверять, реализуя полученные знания на практике, свидетельствует об уровне духовного развития человека. Подлые, нечестные, жадные, завистливые и злобные люди не умеют доверять, потому что их знание, основанное на своем личном опыте, запрещает им это делать. Они даже не знают о том, что может быть по-другому. Поэтому неверие в то, что люди могут быть честными, выдает человека с головой – это означает, что честным не может быть прежде всего он, а не все остальные. Если кто-то обвиняет мир в неспособности совершать бескорыстные поступки, это означает, что на бескорыстные поступки не способен именно он, а не окружающие и т.д.
Вера и доверие – это чувства связанные друг с другом. Способность верить и доверять, реализуя полученные знания на практике, свидетельствует об уровне духовного развития человека. Подлые, нечестные, жадные, завистливые и злобные люди не умеют доверять, потому что их знание, основанное на своем личном опыте, запрещает им это делать. Они даже не знают о том, что может быть по-другому. Поэтому неверие в то, что люди могут быть честными, выдает человека с головой – это означает, что честным не может быть прежде всего он, а не все остальные. Если кто-то обвиняет мир в неспособности совершать бескорыстные поступки, это означает, что на бескорыстные поступки не способен именно он, а не окружающие и т.д.
Итак, способность верить и доверять тоже характеризует
уровень нравственного и духовного здоровья. Но, говоря о вере и неверии, речь
не идет о слепой вере. Слепая вера является
грехом. В данном случае имеется в виду способность к разумному доверию с
последующим подтверждением полученных знаний на практике. Подтверждение знаний
на практике это и есть процесс познания за счет приобретения собственного
опыта, когда человек сам себе доказывает истину. Когда человек просит
доказательств у тех людей, которые что-то сообщают ему, но ни на чем не
настаивают, он действует глупо, потому что никто никому ничего доказывать не
должен. А если ему хочется создать суету, он может делать это самостоятельно.
Интересно, что люди,
обладающие скудным духовным опытом, требуют доказательств больше всех
остальных. По количеству запросов не предоставление доказательств можно судить об уровне духовного и интеллектуального развития каждого человека. Поскольку при низком уровне развития человека доказательства ему не помогают, Великие
Учителя не обременяют себя никакими доказательствами – они просто наблюдают за
учениками и оценивают их духовный опыт. Неосторожным
вопросом можно выдать себя с головой, а это происходит всегда, когда человек
располагает небогатыми запасами знаний.
В этой связи хочется рассказать притчу о Неверующем Фоме. Пришел Неверующий Фома к Иисусу и
говорит: «Господи, тебя распяли на кресте и ты воскрес. Не могу поверить в это.
Дай я проверю, были ли в действительности у тебя раны». Иисус разрешил ему
проверить. Фома покопался в его ранах и сказал: «Да, раны у тебя настоящие!
Говорят, что когда ты воскрес, сияние осветило все вокруг, и обуглилась твоя
плащеница и камень, которым был закрыт вход в пещеру, упал. Можно я пойду и
проверю, так ли это». Иисус разрешил Фоме, и он пошел проверять. Проверил Фома
и убедился, что все именно так и было. Тогда пришел он к Иисусу и сказал: «Я
поверил в тебя Господи и готов идти за тобой!» Иисус ответил ему: «Изыди, ты
мне не нужен!».
Из этой притчи следует то, что Фома пока еще не готов к
тому, чтобы стать на путь ученичества, поскольку не располагает достаточным
духовным опытом. Поэтому он должен идти и приобретать его в миру.
Что такое долг и благодарность
Согласно словарю Даля долг
– это «все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг
семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его,
как взятые у кого взаймы деньги или вещи или все то, чем обязан он по обещанию
или какому условию; долг, более
общее, обязанность частная, личная; долг невольный, обязанность условна. Долг, долги, земные деньги, плата за
что-либо, с обещанием уплаты, возврата». Из этого определения и ряда расхожих
высказываний, которые приводятся далее в словаре (например, «За Богом должок не
пропадет. Бог в долгу не останется») совершенно ясно следует, что слово долг
связано с ответственностью человека в смысле выполнения вселенских законов
справедливости.
Интересно, что слово долг
и слово долго или долгий – то однокоренные слова. Более
того, слово долг – это производная от
слова долго, которым в русском языке
обозначалась значительная протяженность времени. Здесь мы снова сталкиваемся с
представлениями о реинкарнации и честном исполнении вселенских законов. Долгая
нить судьбы, нить кармы определяла долг человека, который ему следовало
исполнять. Это представление переносилось и на обыденные взаимоотношения людей.
Долг – это всегда связь, особенно
когда дано обещание. А если это связь, значит, по ней будет осуществляться
энергообмен между тем, кто дал взаймы и тем, кто взял. Эта связь может сильно
мешать обоим сторонам. Поэтому в решающие судьбоносные моменты жизни было важно
вернуть долги или, по крайней мере, с ними переопределиться. Потому что долг
может тянуть, не давать наладиться, т.е. улучшить положение. Он будет мешать и
в следующих жизнях, будет тянуть и его все равно придется отдавать как не в
этой так в другой жизни. Отдать долг – означало прекратить связь. Можно было
долг и простить, но тогда освобождалась только та сторона, которая долг
простила, т.е. проявила бескорыстие и отказалась от материальных ценностей или
других обязательств в пользу должника. Но при этом должник все равно оставался
связан обязательствами. Именно поэтому считалось таким важным именно для
должников возвращать долги.
Долговые обязательства возникали в случае, если
человеку оказывали помощь. Это касалось и таких обстоятельств, когда тебя
спасли от смерти, выручили из какой-то неприятной или опасной ситуации. В этом случае
необходимо было возвращать долг, проявляя благодарность,
т.е. демонстрируя признание оказанной помощи, как доброго деяния. Благодарность – дар за благо. Именно к
этому случаю относится высказывание «Долг платежом красен». Это означало, что
благодарность должна быть адекватной. Как правило, тот, кто оказывал помощь,
делал это бескорыстно, не задумываясь о цене своего поступка. Это и было самым
сложным, потому что помощь в трудной ситуации и спасение жизни, здоровья и
благополучия – бесценны, это божий дар. Тот, кто делал это бескорыстно, ничем
не был связан и был чист и достоин перед Богом и перед людьми. А вот тот, кто
эту помощь получил, оказывался должником своего благодетеля и именно перед
Богом. Теперь от него перед лицом Бога требовалось по отношению к своему благодетелю проявление благодарности столь же искренней и чистосердечной. В противном случае эта долговая связь
сохранялась вне пределов этой жизни и могла влиять на путь его
дальнейших воплощений. Поскольку будущее всегда призрачно и неизвестно даже в пределах настоящей земной жизни, необходимо было
очень внимательно относиться к возвращению любых долгов. Именно по этой причине
богатые люди и Короли предлагали своим благодетелям в знак благодарности
выполнение любых желаний или пожизненную ренту, поскольку это было наиболее
адекватным проявлением благодарности в данном случае. Следует также отметить, что подобные долги могли
распространяться на весь род и передаваться по наследству.
Проявление благодарности чрезвычайно важно, если жизненно важная помощь оказана бескорыстно. Именно к этому случаю относится высказывание «быть в неоплатном долгу». В этом смысле нам стоит выделить лекарей, знахарей, повитух и провидцев, которые постоянно спасали чьи-то жизни и здоровье по велению собственной души. Они действовали бескорыстно и, обладая
провидческим даром, помогали только тем, кому их помощь была определена
Богом, что сильно отличает их от врачей – представителей современной медицины.
Они не оказывали помощи людям против воли Божьей,
т.е. по сути, они являлись проводниками Вселенского закона на Земле. Их самих долги не тяготили. Спасение жизни и полноценного здоровья – бесценный дар,
новый шанс для реабилитации, второе рождение. В данном случае отплатить мошной, откупиться просто невозможно. Чтобы уменьшить долг перед этими людьми, нужно было проявлять благодарность и приносить им жертву. Такая жертва почиталась за жертву непосредственно "Богу в руки". По этой причине в обществе к этим людям было сформировано особое отношение: их никогда не обходили благодарностью и всегда находили повод, чтобы ее проявить.
Благотворительность
Согласно современным словарям под благотворительностью
понимают оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и
организациями. Благотворительность может быть направлена на поощрение и
развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита
окружающей среды, охрана памятников культуры)
С точки зрения проявления нравственного здоровья
благотворительность – это способность человека бескорыстно помогать нуждающимся
и вкладывать силы и средства в решение общественно важных задач. Бескорыстное
служение своему народу и своему Королю всегда считалось наиболее надежным
средством духовного совершенствования. Кроме того, это прекрасное средство для
решения кармических задач и искупления грехов, чем всегда и пользовались
разбойники, казнокрады и другие люди, нечестно нажившие свое имущество. Для
достижения этой цели благотворительные деяния, несомненно, могут иметь значение
только в том случае, когда они бескорыстны и чистосердечны
У благотворительности есть и другая сторона. Если оказывать
помощь без разбора и вкладывать средства в общественные проекты, не учитывая
вселенские законы и суть смертных грехов, благотворительность можно превратить
в источник зла. О правильном применении благотворительных порывов мы поговорим
в следующих главах нашего повествования.
Может ли агрессия быть здоровой?
Для того, чтобы разобраться с понятием агрессия и агрессивность
мы обратимся к словарям.
Агрессия – это поведение, направленное на
распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов может выступать
еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус
(власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт.
Агресси́вность ( лат. aggressio — нападать) — это проявление агрессии
или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов.
Кроме того, агрессивность – это
устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность
к поведению, целью которого является причинение вреда
окружающему, либо подобное аффективное состояние ( гнев, злость).
Под агрессивностью также понимают свойство личности, выраженное в
предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.
Хотя агрессивность играла решающую роль в процессе эволюции человека, психологи утверждают, что она не присуща человеческому
существу изначально, что дети усваивают модели агрессивного поведения практически с момента рождения. Причинами агрессивности могут выступать разного рода конфликты, в том числе внутренние.
Так как агрессия требует значительных
энергетических и мотивационных затрат, термин «агрессивный» по отношению,
например, к спортсменам, стал применяться как характеристика, означающая
настойчивость при преодолении преград и активность в достижении целей.
Итак, мы не ошибемся, если скажем, что агрессия означает
вооруженное нападение с целью захвата ресурсов. Проявление агрессии всегда
сопровождается эмоциями и переживаниями. Следует различать мотивированную и
немотивированную агрессию, а значит здоровую и нездоровую. Приведем пример. Жил
себе житель деревни и выращивал на огороде картошку. А рядом с ним жил сосед,
которому всего хватало, кроме здоровой головы. И стал он завидовать нашему
огороднику. Ходил он злился, чуть не лопнул от зависти, а потом поругался с
нашим огородником и отхватил у него часть огорода – взял, да и переставил
забор. Это и есть немотивированная агрессия, поскольку завистливому соседу
всего хватало, и не было объективных причин, чтобы нападать на нашего
огородника и отбирать у него часть огорода.
Посмотрим на проявление агрессивности с другой стороны. Если
на человека нападает враг с целью нанесения ему вреда, то человек должен ответить
на это агрессией. Он должен сопротивляться и не дать врагу нанести себе вред.
Сопротивление нападающему врагу – это и есть проявление здоровой агрессии. Это
справедливо по отношению к любому человеку, на которого произведено нападение –
если он убьет врага, сделает правильно, и это с точки зрения закона причинности
будет расцениваться как праведное действие.
Если воины вступают в открытый бой с захватчиком, они
испытывают при этом сильную неприязнь и агрессию по отношению к врагу,
нарушившему суверенитет границ. Если в таком бою они убьют захватчика, они
совершат подвиг и будут героями. Такое проявление агрессии не будет
преступлением, преступлением будет, если они позволят захватчику причинить вред
своему народу. Смерть в праведном бою за свой народ считалась честью и открывала
возможность одномоментного духовного возвышения. С этой точки зрения человек, защищающий
свою территорию, всегда прав.
В справедливом бою воины могут впадать в состояние ярости.
Это известно из этнографических свидетельств о славянских, русских воинах и
воинах других национальностей. Свидетельства говорят о том, что в решающем бою,
когда небольшое число воинов противостояло группе захватчиков гораздо большей
численности, они срывали с себя одежду, обнажая торс, и бросались в атаку. При
виде полуобнаженных воинов противник бежал, потому что это означало, что
справедливость на их стороне, и они будут биться до конца. Легенда гласит также
о том, что при виде полуобнаженных воинов противник бежал еще и потому, что они
использовали в битве ярую силу. По многим свидетельствам, срывая с себя одежду,
они занимались огненным свечением, свидетельствующим об их праведности, что
приводило ряды противника в настоящую панику.
Если человек проявляет немотивированную агрессию и
агрессивность, нападает просто так и просто так причиняет боль другим, убивает,
калечит и разрушает – это проявление нездоровой агрессии, граничащей с
психическим нарушением. Психические расстройства очень часто сопровождаются нездоровой
агрессией. С этой точки зрения охотник, который убивает больше дичи, чем может
съесть или использовать, психически больной человек. Любой захватчик, который
идет войной на соседей, обладая полным довольствием, проявляет нездоровую
агрессию и тем самым демонстрирует свое психическое нездоровье.
Что такое здоровая мистика?
Когда речь идет о законе причинности, о духовном развитии, о преступлениях и нравственном здоровье человек всегда бывает вынужден коснуться
такого предмета, как мистика. Мистикой
называют контакт с потусторонним миром, когда под воздействием неких
сверхъестественных сил происходит нечто необычное, необъяснимое с точки зрения
обывателя. В зависимости от уровня интеллектуального, психического и
духовного развития человека мистика может восприниматься совершенно по-разному.
Для кого-то проявление сверхъестественных сил – это результат духовной работы, а для
кого-то – мистика.
Соответственно мистика может быть здоровой и нездоровой.
Здоровая мистика выражается в том, что человек знает о существовании
потусторонних сил и способен отличать сверхъестественные события от обыденных
явлений физического мира. При этом он не боится сверхъестественных проявлений и
не относится к ним с фанатизмом, а принимает их спокойно, как часть реальности.
Если человек обладает достаточной духовной силой, при любом необычайном
происшествии он сохраняет трезвость мысли и сначала ищет для него каких-либо
обыденных объяснений, а только потом обращается к сверхъестественному. Если
человек во всем видит сверхъестественное и относится к нему с фанатичным трепетом
или, напротив, все сверхъестественное отвергает без всякого обдумывания и
анализа, упрямо отрицая его существование, это нездоровые проявления.
Одним из наиболее разумных и здоровых проявлений мистицизма
является романтика. Романтику следует
понимать, как устремление к возвышенному. Если молодые люди увлекаются
романтикой и при этом следуют нравственным нормам – это признак их душевного и
нравственного здоровья. Обычно романтика нравится людям, которые уже достигли
определенного духовного уровня развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий