Ничто не стоит на месте. Вот снова подрос ребенок, ему
исполнилось 7-8 лет и снова ему требуется пища для ума. О чем теперь ему
следует рассказать? Вот и пришло время рассказать ему о вере и доверии, о долге
и благодарности, о подвигах и преступлениях, о мистике и романтике.
Эти более сложные нравственные понятия, которые, как правило, не связывают с проявлением нравственного здоровья человека. По каким-то причинам люди стараются отнести эти понятия к политике, религии и другим понятийным системам, забывая о том, что чувство долга, способность к переживанию чувства благодарности, способность совершать подвиги, стремление к романтике – это проявления жизни души и несомненные свидетельства нравственного здоровья человека. Но как бы не кривили душой взрослые – детей не обмануть. Пока в них еще свежа память о божественном происхождении души, а об этом они точно помнят до 8 лет, они хорошо знают, что это вопросы нравственного характера и хотят, чтобы взрослые утвердили их в этом понимании.
Эти более сложные нравственные понятия, которые, как правило, не связывают с проявлением нравственного здоровья человека. По каким-то причинам люди стараются отнести эти понятия к политике, религии и другим понятийным системам, забывая о том, что чувство долга, способность к переживанию чувства благодарности, способность совершать подвиги, стремление к романтике – это проявления жизни души и несомненные свидетельства нравственного здоровья человека. Но как бы не кривили душой взрослые – детей не обмануть. Пока в них еще свежа память о божественном происхождении души, а об этом они точно помнят до 8 лет, они хорошо знают, что это вопросы нравственного характера и хотят, чтобы взрослые утвердили их в этом понимании.
Вера и доверие
Когда перед человеком открывают какое-либо знание он обычно
или соглашается с услышанным, или сопротивляется тому, что слышит. Это
сопротивление может выглядеть по-разному и, в частности, под его воздействием
люди просят доказательств. Практика показывает, если полученные знания не находят отклика в душе человека – доказательства в большинстве случаев бессильны. Самые сокровенные знания мира вместе с доказательствами успешно канут царящую в душе пустоту и не найдут там отклика. Поэтому смело можно говорить о том, что какие-то знания человек может принять,
а какие-то не может. Если у него возникает барьер неприятия, он склонен
обвинять говорящего во вранье, в этом случае не имеет значения даже
авторитетность источника.Те знания, которые человек может услышать и которые находят
отклик в его душе, уже когда-то были ему знакомы. Поэтому он с радостью
именно их выделяет из обширного потока информации. По этой причине
человек во что-то может поверить, а чему-то будет сопротивляться. Значит вера – это воспоминание об истине,
воспоминание о том, что уже было знакомо.
Принять на веру – это
принять без объяснений, потому что когда-то
я уже это знал и у меня осталась память об этом знании. Есть и другой вариант, возможно, я сохранил память о доверии
к другу или Учителю, поэтому помню, что более опытному человеку можно довериться
только на том основании, что он знает больше меня и я, как менее знающий, не
могу понять всего, что знает он.
Вера и доверие – это чувства связанные друг с другом. Способность верить и доверять, реализуя полученные знания на практике, свидетельствует об уровне духовного развития человека. Подлые, нечестные, жадные, завистливые и злобные люди не умеют доверять, потому что их знание, основанное на своем личном опыте, запрещает им это делать. Они даже не знают о том, что может быть по-другому. Поэтому неверие в то, что люди могут быть честными, выдает человека с головой – это означает, что честным не может быть прежде всего он, а не все остальные. Если кто-то обвиняет мир в неспособности совершать бескорыстные поступки, это означает, что на бескорыстные поступки не способен именно он, а не окружающие и т.д.
Вера и доверие – это чувства связанные друг с другом. Способность верить и доверять, реализуя полученные знания на практике, свидетельствует об уровне духовного развития человека. Подлые, нечестные, жадные, завистливые и злобные люди не умеют доверять, потому что их знание, основанное на своем личном опыте, запрещает им это делать. Они даже не знают о том, что может быть по-другому. Поэтому неверие в то, что люди могут быть честными, выдает человека с головой – это означает, что честным не может быть прежде всего он, а не все остальные. Если кто-то обвиняет мир в неспособности совершать бескорыстные поступки, это означает, что на бескорыстные поступки не способен именно он, а не окружающие и т.д.

Интересно, что люди,
обладающие скудным духовным опытом, требуют доказательств больше всех
остальных. По количеству запросов не предоставление доказательств можно судить об уровне духовного и интеллектуального развития каждого человека. Поскольку при низком уровне развития человека доказательства ему не помогают, Великие
Учителя не обременяют себя никакими доказательствами – они просто наблюдают за
учениками и оценивают их духовный опыт. Неосторожным
вопросом можно выдать себя с головой, а это происходит всегда, когда человек
располагает небогатыми запасами знаний.
В этой связи хочется рассказать притчу о Неверующем Фоме. Пришел Неверующий Фома к Иисусу и
говорит: «Господи, тебя распяли на кресте и ты воскрес. Не могу поверить в это.
Дай я проверю, были ли в действительности у тебя раны». Иисус разрешил ему
проверить. Фома покопался в его ранах и сказал: «Да, раны у тебя настоящие!
Говорят, что когда ты воскрес, сияние осветило все вокруг, и обуглилась твоя
плащеница и камень, которым был закрыт вход в пещеру, упал. Можно я пойду и
проверю, так ли это». Иисус разрешил Фоме, и он пошел проверять. Проверил Фома
и убедился, что все именно так и было. Тогда пришел он к Иисусу и сказал: «Я
поверил в тебя Господи и готов идти за тобой!» Иисус ответил ему: «Изыди, ты
мне не нужен!».
Из этой притчи следует то, что Фома пока еще не готов к
тому, чтобы стать на путь ученичества, поскольку не располагает достаточным
духовным опытом. Поэтому он должен идти и приобретать его в миру.
Что такое долг и благодарность
Согласно словарю Даля долг
– это «все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг
семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его,
как взятые у кого взаймы деньги или вещи или все то, чем обязан он по обещанию
или какому условию; долг, более
общее, обязанность частная, личная; долг невольный, обязанность условна. Долг, долги, земные деньги, плата за
что-либо, с обещанием уплаты, возврата». Из этого определения и ряда расхожих
высказываний, которые приводятся далее в словаре (например, «За Богом должок не
пропадет. Бог в долгу не останется») совершенно ясно следует, что слово долг
связано с ответственностью человека в смысле выполнения вселенских законов
справедливости.
Интересно, что слово долг
и слово долго или долгий – то однокоренные слова. Более
того, слово долг – это производная от
слова долго, которым в русском языке
обозначалась значительная протяженность времени. Здесь мы снова сталкиваемся с
представлениями о реинкарнации и честном исполнении вселенских законов. Долгая
нить судьбы, нить кармы определяла долг человека, который ему следовало
исполнять. Это представление переносилось и на обыденные взаимоотношения людей.
Долг – это всегда связь, особенно
когда дано обещание. А если это связь, значит, по ней будет осуществляться
энергообмен между тем, кто дал взаймы и тем, кто взял. Эта связь может сильно
мешать обоим сторонам. Поэтому в решающие судьбоносные моменты жизни было важно
вернуть долги или, по крайней мере, с ними переопределиться. Потому что долг
может тянуть, не давать наладиться, т.е. улучшить положение. Он будет мешать и
в следующих жизнях, будет тянуть и его все равно придется отдавать как не в
этой так в другой жизни. Отдать долг – означало прекратить связь. Можно было
долг и простить, но тогда освобождалась только та сторона, которая долг
простила, т.е. проявила бескорыстие и отказалась от материальных ценностей или
других обязательств в пользу должника. Но при этом должник все равно оставался
связан обязательствами. Именно поэтому считалось таким важным именно для
должников возвращать долги.
Долговые обязательства возникали в случае, если
человеку оказывали помощь. Это касалось и таких обстоятельств, когда тебя
спасли от смерти, выручили из какой-то неприятной или опасной ситуации. В этом случае
необходимо было возвращать долг, проявляя благодарность,
т.е. демонстрируя признание оказанной помощи, как доброго деяния. Благодарность – дар за благо. Именно к
этому случаю относится высказывание «Долг платежом красен». Это означало, что
благодарность должна быть адекватной. Как правило, тот, кто оказывал помощь,
делал это бескорыстно, не задумываясь о цене своего поступка. Это и было самым
сложным, потому что помощь в трудной ситуации и спасение жизни, здоровья и
благополучия – бесценны, это божий дар. Тот, кто делал это бескорыстно, ничем
не был связан и был чист и достоин перед Богом и перед людьми. А вот тот, кто
эту помощь получил, оказывался должником своего благодетеля и именно перед
Богом. Теперь от него перед лицом Бога требовалось по отношению к своему благодетелю проявление благодарности столь же искренней и чистосердечной. В противном случае эта долговая связь
сохранялась вне пределов этой жизни и могла влиять на путь его
дальнейших воплощений. Поскольку будущее всегда призрачно и неизвестно даже в пределах настоящей земной жизни, необходимо было
очень внимательно относиться к возвращению любых долгов. Именно по этой причине
богатые люди и Короли предлагали своим благодетелям в знак благодарности
выполнение любых желаний или пожизненную ренту, поскольку это было наиболее
адекватным проявлением благодарности в данном случае. Следует также отметить, что подобные долги могли
распространяться на весь род и передаваться по наследству.
Проявление благодарности чрезвычайно важно, если жизненно важная помощь оказана бескорыстно. Именно к этому случаю относится высказывание «быть в неоплатном долгу». В этом смысле нам стоит выделить лекарей, знахарей, повитух и провидцев, которые постоянно спасали чьи-то жизни и здоровье по велению собственной души. Они действовали бескорыстно и, обладая
провидческим даром, помогали только тем, кому их помощь была определена
Богом, что сильно отличает их от врачей – представителей современной медицины.
Они не оказывали помощи людям против воли Божьей,
т.е. по сути, они являлись проводниками Вселенского закона на Земле. Их самих долги не тяготили. Спасение жизни и полноценного здоровья – бесценный дар,
новый шанс для реабилитации, второе рождение. В данном случае отплатить мошной, откупиться просто невозможно. Чтобы уменьшить долг перед этими людьми, нужно было проявлять благодарность и приносить им жертву. Такая жертва почиталась за жертву непосредственно "Богу в руки". По этой причине в обществе к этим людям было сформировано особое отношение: их никогда не обходили благодарностью и всегда находили повод, чтобы ее проявить.
Благотворительность

С точки зрения проявления нравственного здоровья
благотворительность – это способность человека бескорыстно помогать нуждающимся
и вкладывать силы и средства в решение общественно важных задач. Бескорыстное
служение своему народу и своему Королю всегда считалось наиболее надежным
средством духовного совершенствования. Кроме того, это прекрасное средство для
решения кармических задач и искупления грехов, чем всегда и пользовались
разбойники, казнокрады и другие люди, нечестно нажившие свое имущество. Для
достижения этой цели благотворительные деяния, несомненно, могут иметь значение
только в том случае, когда они бескорыстны и чистосердечны
У благотворительности есть и другая сторона. Если оказывать
помощь без разбора и вкладывать средства в общественные проекты, не учитывая
вселенские законы и суть смертных грехов, благотворительность можно превратить
в источник зла. О правильном применении благотворительных порывов мы поговорим
в следующих главах нашего повествования.
Может ли агрессия быть здоровой?
Для того, чтобы разобраться с понятием агрессия и агрессивность
мы обратимся к словарям.
Агрессия – это поведение, направленное на
распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов может выступать
еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус
(власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт.
Агресси́вность ( лат. aggressio — нападать) — это проявление агрессии
или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов.
Кроме того, агрессивность – это
устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность
к поведению, целью которого является причинение вреда
окружающему, либо подобное аффективное состояние ( гнев, злость).
Под агрессивностью также понимают свойство личности, выраженное в
предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей.
Хотя агрессивность играла решающую роль в процессе эволюции человека, психологи утверждают, что она не присуща человеческому
существу изначально, что дети усваивают модели агрессивного поведения практически с момента рождения. Причинами агрессивности могут выступать разного рода конфликты, в том числе внутренние.
Так как агрессия требует значительных
энергетических и мотивационных затрат, термин «агрессивный» по отношению,
например, к спортсменам, стал применяться как характеристика, означающая
настойчивость при преодолении преград и активность в достижении целей.
Итак, мы не ошибемся, если скажем, что агрессия означает
вооруженное нападение с целью захвата ресурсов. Проявление агрессии всегда
сопровождается эмоциями и переживаниями. Следует различать мотивированную и
немотивированную агрессию, а значит здоровую и нездоровую. Приведем пример. Жил
себе житель деревни и выращивал на огороде картошку. А рядом с ним жил сосед,
которому всего хватало, кроме здоровой головы. И стал он завидовать нашему
огороднику. Ходил он злился, чуть не лопнул от зависти, а потом поругался с
нашим огородником и отхватил у него часть огорода – взял, да и переставил
забор. Это и есть немотивированная агрессия, поскольку завистливому соседу
всего хватало, и не было объективных причин, чтобы нападать на нашего
огородника и отбирать у него часть огорода.
Посмотрим на проявление агрессивности с другой стороны. Если
на человека нападает враг с целью нанесения ему вреда, то человек должен ответить
на это агрессией. Он должен сопротивляться и не дать врагу нанести себе вред.
Сопротивление нападающему врагу – это и есть проявление здоровой агрессии. Это
справедливо по отношению к любому человеку, на которого произведено нападение –
если он убьет врага, сделает правильно, и это с точки зрения закона причинности
будет расцениваться как праведное действие.
Если воины вступают в открытый бой с захватчиком, они
испытывают при этом сильную неприязнь и агрессию по отношению к врагу,
нарушившему суверенитет границ. Если в таком бою они убьют захватчика, они
совершат подвиг и будут героями. Такое проявление агрессии не будет
преступлением, преступлением будет, если они позволят захватчику причинить вред
своему народу. Смерть в праведном бою за свой народ считалась честью и открывала
возможность одномоментного духовного возвышения. С этой точки зрения человек, защищающий
свою территорию, всегда прав.
В справедливом бою воины могут впадать в состояние ярости.
Это известно из этнографических свидетельств о славянских, русских воинах и
воинах других национальностей. Свидетельства говорят о том, что в решающем бою,
когда небольшое число воинов противостояло группе захватчиков гораздо большей
численности, они срывали с себя одежду, обнажая торс, и бросались в атаку. При
виде полуобнаженных воинов противник бежал, потому что это означало, что
справедливость на их стороне, и они будут биться до конца. Легенда гласит также
о том, что при виде полуобнаженных воинов противник бежал еще и потому, что они
использовали в битве ярую силу. По многим свидетельствам, срывая с себя одежду,
они занимались огненным свечением, свидетельствующим об их праведности, что
приводило ряды противника в настоящую панику.
Если человек проявляет немотивированную агрессию и
агрессивность, нападает просто так и просто так причиняет боль другим, убивает,
калечит и разрушает – это проявление нездоровой агрессии, граничащей с
психическим нарушением. Психические расстройства очень часто сопровождаются нездоровой
агрессией. С этой точки зрения охотник, который убивает больше дичи, чем может
съесть или использовать, психически больной человек. Любой захватчик, который
идет войной на соседей, обладая полным довольствием, проявляет нездоровую
агрессию и тем самым демонстрирует свое психическое нездоровье.
Что такое здоровая мистика?
Когда речь идет о законе причинности, о духовном развитии, о преступлениях и нравственном здоровье человек всегда бывает вынужден коснуться
такого предмета, как мистика. Мистикой
называют контакт с потусторонним миром, когда под воздействием неких
сверхъестественных сил происходит нечто необычное, необъяснимое с точки зрения
обывателя. В зависимости от уровня интеллектуального, психического и
духовного развития человека мистика может восприниматься совершенно по-разному.
Для кого-то проявление сверхъестественных сил – это результат духовной работы, а для
кого-то – мистика.
Соответственно мистика может быть здоровой и нездоровой.
Здоровая мистика выражается в том, что человек знает о существовании
потусторонних сил и способен отличать сверхъестественные события от обыденных
явлений физического мира. При этом он не боится сверхъестественных проявлений и
не относится к ним с фанатизмом, а принимает их спокойно, как часть реальности.
Если человек обладает достаточной духовной силой, при любом необычайном
происшествии он сохраняет трезвость мысли и сначала ищет для него каких-либо
обыденных объяснений, а только потом обращается к сверхъестественному. Если
человек во всем видит сверхъестественное и относится к нему с фанатичным трепетом
или, напротив, все сверхъестественное отвергает без всякого обдумывания и
анализа, упрямо отрицая его существование, это нездоровые проявления.
Одним из наиболее разумных и здоровых проявлений мистицизма
является романтика. Романтику следует
понимать, как устремление к возвышенному. Если молодые люди увлекаются
романтикой и при этом следуют нравственным нормам – это признак их душевного и
нравственного здоровья. Обычно романтика нравится людям, которые уже достигли
определенного духовного уровня развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий