Нравственность в сложных категориях

Ничто не стоит на месте. Ребенок растет, ему требуется новая пища для ума, потому что понятия, которыми он пользуется, усложняются. Это относится и к нравственным понятиям. Что же рассказывать чаду в 7-8 лет? В этом возрасте пришло время, чтобы рассказать ему о вере и доверии, о долге и благодарности, и подвигах и преступлениях, о мистике и романтике.

Это более сложные нравственные понятия, связанные с совершенствованием души, и люди частенько затрудняются охарактеризовать их. Люди пытаются рассматривать эти понятия как религиозные чувства или характеристики общественной жизни. Но детей не обмануть. Пока еще в них свежа память о божественном происхождении души, а об этом они точно помнят до 8 лет, они точно знают, что это вопросы нравственного характера и хотят, чтобы взрослые утвердили их в этом понимании.


Вера и доверие

Когда перед человеком открывают какое-либо знание он обычно или соглашается с услышанным, или сопротивляется ему. Это сопротивление подвигает их к требованию доказательств. Но в этом случае доказательства бессильны, поскольку это новое знание не находит отклика в душе человека. Оно уходит в пустоту, царящую в его душе. В эту пустоту успешно канут и все доказательства. Поэтому смело можно говорить о том, что какие-то знания человек может принять, а какие-то не может. Если у него возникает барьер для принятия тех или иных знаний, он будет  обвинять говорящего во вранье и даже авторитетность источника не поможет в преодолении этого барьера. Но бывает и так, что какое-либо знание находит отклик в душе человека, как будто когда-то оно уже было ему знакомо. Поэтому он с радостью выделяет из обширного потока информации именно эти знания. Эта разница в восприятии нового знания подсказывает нам, что причиной является память о том, что ты когда-то знал: вера – это воспоминание об истине, которая когда-то уже была познана. Принять на веру, значит, принять без объяснений, потому что у меня осталась память о том, что я когда-то уже знал. 

Человек может верить другу или Учителю на основании памяти о том, что когда-то он верил  более опытному и знающему человеку и этот опыт был позитивным. Мудрецу можно довериться, например, на том основании, что он знает намного больше представителей ранга  воина или хозяина, которые менее сведущи, и в силу ранговых ограничений не в состоянии понять всего, что знает он.

Вера и доверие – чувства связанные друг с другом. Способность верить и доверять, реализуя полученные знания на практике, говорит о том, насколько человек духовен. Подлые, нечестные, жадные, завистливые и злобные люди не умеют доверять, потому что их знание, основанное на своем личном опыте, запрещает им это делать. Они даже не в состоянии понять, что может быть по-другому. Поэтому неверие в то, что люди могут быть честными, выдает человека с головой – это означает, что честным не может быть прежде всего он, а не все остальные. Если кто-то обвиняет мир в неспособности совершать бескорыстные поступки, это означает, что на бескорыстные поступки неспособен именно он, а не окружающие его люди.

Способность верить и доверять характеризует уровень нравственного и духовного здоровья человека. Но в данном случае речь не идет о слепой вере. Слепая вера является грехом. В данном случае имеется в виду способность к разумному доверию с последующим подтверждением полученных знаний на практике, что и является процессом познания, когда человек благодаря приобретению  собственного опыта самостоятельно открывает истину. Когда человек просит доказательств у того, кто сообщил ему знания, но ни на чем не настаивает, он действует необоснованно, потому что никто никому ничего доказывать не должен. А если ему хочется создать суету, он может это делать самостоятельно. 

Интересен такой факт: люди, находящиеся на низком уровне нравственного и духовного развития, требуют доказательств больше всех остальных. Поэтому по способности принимать подлинные знания на веру можно судить о ментальном здоровье и уровне духовного развития каждого человека. Поэтому, как говорилось в главе «Отношение к религии, вере и доказательствам», Великие Учителя не обременяют себя никакими доказательствами – они просто наблюдают за учениками и оценивают их духовный опыт. Неосторожным вопросом можно выдать себя с головой, а это происходит всегда, когда человек располагает небогатым запасом знаний.

В этой связи хочется вспомнить притчу о Неверующем Фоме. Пришел Неверующий Фома к Иисусу и говорит: «Господи, тебя распяли на кресте и ты воскрес. Не могу поверить в это. Дай я проверю, были ли в действительности у тебя раны». Господь разрешил ему проверить. Фома покопался в ранах Иисуса и сказал: «Да, раны у тебя настоящие! Говорят, что когда ты воскрес, сияние осветило все вокруг, и обуглилась твоя плащеница и камень, которым был закрыт вход в пещеру, упал. Можно я пойду и проверю, так ли это». Господь разрешил Фоме и он пошел проверять. Проверил Фома и убедился, что все именно так и было. Тогда пришел он к Иисусу и говорит: «Я поверил в тебя Господи и готов идти за тобой!». Иисус ответил ему: «Изыди, ты мне не нужен!».

Из этой притчи следует то, что Фома пока еще не готов к тому, чтобы стать на путь ученичества, поскольку не располагает достаточным духовным опытом. Поэтому он должен идти и приобретать его в миру.


Что такое долг и благодарность

Согласно словарю Даля долг – это «все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг его к Богу, долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи или все то, чем обязан он по обещанию или какому условию; долг, более общее, обязанность частная, личная; долг невольный, обязанность условна. Долг, долги, земные деньги, плата за что-либо, с обещанием уплаты, возврата». Из этого определения и ряда расхожих высказываний, которые приводятся далее в словаре (например, «За Богом должок не пропадет. Бог в долгу не останется») совершенно ясно следует, что слово долг связано с ответственностью человека в смысле соответствия его действий вселенским законам.

Слово долг и слово долго или долгий – это однокоренные слова. Более того, слово долг – это производная от слова долго, которым в русском языке обозначалась значительная протяженность времени. Здесь мы обнаруживаем отраженные в языке представления о реинкарнации и честном исполнении вселенских законов. Долгая нить судьбы, нить кармы определяла долг человека, который ему следовало исполнять. Это представление переносилось и на обыденные взаимоотношения людей. Долг – это всегда связь, особенно когда дано обещание. А если это связь, значит, по ней будет осуществляться энергообмен между тем, кто дал взаймы и тем, кто взял. Эта связь может сильно мешать обоим сторонам. 

В решающие судьбоносные моменты жизни было важно вернуть долги или, по крайней мере, с ними переопределиться. Потому что долг может тянуть, не давать наладить бытовую жизнь или улучшить положение. Он будет мешать и в следующих жизнях, будет тянуть и его все равно придется отдавать как не в этой так в другой жизни. Отдать долг – означало прекратить связь. Можно было долг и простить, но тогда освобождалась только та сторона, которая долг простила, т.е. проявила бескорыстие и отказалась от материальных ценностей или других обязательств в пользу должника. Но при этом должник все равно оставался связан обязательствами. Поэтому считалось таким важным именно для должников возвращаться долги. 

Долговые обязательства возникали и в том случае, если человеку оказывали помощь. Это касалось, например, ситуации, когда тебя спасли от смерти, выручили из какой-то неприятной или опасной ситуации. В этом случае необходимо было возвращать долг, проявляя благодарность, т.е. демонстрируя признание за оказанную помощь

Благодарность

Благодарность – дар за благо. Именно к этому случаю относится высказывание «Долг платежом красен», которое означает, что благодарность должна быть адекватной.Как правило, тот, кто оказывал помощь, делал это бескорыстно, не задумываясь о цене своего поступка. Это и было самым сложным, потому что помощь в трудной ситуации и спасение жизни, здоровья и благополучия – бесценны, это божий дар. Тот, кто делал это бескорыстно, ничем не был связан и был чист и достоин перед Богом и перед людьми. А вот тот, кто эту помощь получил, оказывался должником своего благодетеля и именно перед Богом. От него теперь перед лицом Бога требовалось либо проявление адекватных качеств, т.е. проявление бескорыстия и самоотверженности, либо проявление благодарности по отношению к благодетелю. В противном случае эта долговая связь сохранялась вне пределов этой жизни и могла влиять на путь дальнейших перевоплощений. Поскольку будущее было совершенно неясным и было неизвестно даже то, что в дальнейшем принесет тебе эта жизнь, необходимо было очень внимательно относиться к возвращению любых долгов. Именно по этой причине богатые люди и Короли предлагали своим благодетелям в знак благодарности выполнение желаний или пожизненную ренту, поскольку это было наиболее адекватным проявлением благодарности в данном случае. 

Проявление благодарности было особенно важным, если помощь была оказана бескорыстно. Именно к этому случаю относится высказывание «быть в неоплатном долгу». Для того, чтобы немного сократить долговые обязательства перед благодетелем просили устанавливать цену, например, для лекарей, знахарок, предсказателей (жрецов) и повитух. Обоснованное спасение жизни и полноценного здоровья – бесценный дар, новый шанс для реабилитации, второе рождение. Расплатиться за него было невозможно, поэтому, чтобы как-то облегчить участь должников устанавливалась условная цена, которая, однако, в этих случаях не помогала полностью освободиться от долга. Лекари, знахари и повитухи действовали бескорыстно и обладали провидческим даром, т.е. помогали только тем, кому эта помощь была определена Богом, что сильно отличает их от врачей – представителей современной медицины. Их самих долги не тяготили. Они не оказывали помощь людям против Божьей воли, по сути, являясь проводниками вселенского закона на Земле, поэтому к ним было особое отношение и именно поэтому их никогда не обходили благодарностью, и всегда находили повод, чтобы ее проявить.

Следует также упомянуть о том, что долги могли распространяться на весь род и передаваться по наследству. Это касалось в первую очередь долгов перед знахарями, повитухами, предсказателями и т.д. Но и любой другой долг мог быть завещан потомкам. 


Благотворительность

Согласно современным словарям под благотворительностью понимают оказание материальной помощи нуждающимся, как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры, поддержка здорового материнства и детства). 

С точки зрения проявления нравственного здоровья благотворительность – это способность человека бескорыстно помогать нуждающимся и вкладывать силы и средства в решение общественно важных задач. Бескорыстное служение своему народу и своему Королю всегда считалось наиболее надежным средством духовного совершенствования. Кроме того, это прекрасное средство для решения кармических задач и искупления грехов, чем всегда и пользовались разбойники, казнокрады и другие люди, нечестно нажившие свое имущество. Для достижения этой цели благотворительные деяния, несомненно, помогают, но только в том случае, когда они бескорыстны и чистосердечны. 

У благотворительности есть и другая сторона. Если оказывать помощь без разбора и вкладывать средства в общественные проекты, не учитывая вселенские законы и суть смертных грехов, «благотворительность» можно превратить в источник зла. О правильном применении благотворительных порывов мы поговорим в следующих главах нашего повествования.


Агрессия

Чтобы лучше понимать законы нравственного развития, нам стоит также разобраться и с такими проявлениями, как агрессия и агрессивность. Для этого обратимся к словарям.

Агрессия – это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов может выступать еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт. Мы не ошибемся, если скажем, что агрессия означает вооруженное нападение с целью захвата ресурсов.

Агресси́вность (лат. aggressio — нападать) — это проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов. Кроме того, агрессивность – это устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).  Под агрессивностью также понимают свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей. 

Хотя агрессивность играла решающую роль в процессе эволюции человека, психологи утверждают, что она не присуща человеческому существу изначально, что дети усваивают модели агрессивного поведения, наблюдая за поведением окружающих.Причинами агрессивности могут выступать разного рода конфликты, в том числе внутренние.

Так как агрессия требует значительных энергетических и мотивационных затрат, термин «агрессивный» по отношению, например, к спортсменам, стал применяться как характеристика, означающая настойчивость при преодолении преград и активность в достижении целей.

Мотивированная и немотивированная агрессия

Проявление агрессии всегда сопровождается эмоциями и переживаниями. Следует различать мотивированную и немотивированную агрессию или здоровую и нездоровую. Приведем пример. Жил себе житель деревни и выращивал на огороде картошку. А рядом с ним жил сосед, которому всего хватало, кроме здоровой головы. И стал он завидовать нашему огороднику. Ходил он злился, чуть не лопнул от зависти, а потом поругался с нашим огородником и отхватил у него часть огорода – взял, да и переставил забор. Это и есть немотивированная агрессия, поскольку завистливому соседу всего хватало, и не было объективных причин для нападения на нашего огородника и отъема у него части огорода.

Посмотрим на проявление агрессивности с другой стороны. Если на человека нападает враг с целью нанесения ему вреда, то человек должен ответить на это агрессией. Он должен сопротивляться и не дать врагу нанести себе вред. Сопротивление нападающему врагу – это и есть проявление здоровой агрессии. Это справедливо по отношению к любому человеку, на которого произведено нападение – если он убьет врага, сделает правильно, и это с точки зрения закона причинности будет расцениваться как праведное действие.

Если воины вступают в открытый бой с захватчиком, они могут испытывать по отношению к врагу, нарушившему границы, сильную неприязнь и агрессию. Если в таком бою они убьют захватчика, они совершат подвиг и будут героями. Такое проявление агрессии не будет преступлением, преступлением будет, если они позволят захватчику причинить вред своему народу. Смерть в праведном бою за свой народ считалась честью и открывала возможность одномоментного духовного возвышения. С этой точки зрения человек, защищающий свою территорию, всегда прав.

В справедливом бою воины могут впадать в состояние ярости. Это известно из этнографических свидетельств о славянских, русских воинах и воинах других национальностей. Свидетельства говорят о том, что в решающем бою, когда небольшое число воинов противостояло группе захватчиков гораздо большей численности, они срывали с себя одежду, обнажая торс, и бросались в атаку. При виде полуобнаженных воинов противник бежал, потому что это означало, что справедливость на их стороне, и они будут биться до конца. Легенда гласит также о том, что при виде полуобнаженных воинов противник бежал еще и потому, что они использовали в битве ярую силу. По многим свидетельствам, срывая с себя одежду, они занимались огненным свечением, свидетельствующим об их праведности, что вызывало панику в рядах противника.

Если человек проявляет немотивированную агрессию и агрессивность, нападает просто так и просто так причиняет боль другим, убивает, калечит и разрушает – это проявление нездоровой агрессии, причиной которой является, как правило, душевное заболевание. Психические расстройства очень часто сопровождаются нездоровой агрессией. С этой точки зрения охотник, который убивает больше дичи, чем может съесть или использовать, психически больной человек. Любой захватчик, который идет войной на соседей, обладая полным довольствием, проявляет нездоровую агрессию и тем самым демонстрирует свое психическое нездоровье.


Что такое здоровая мистика?

Когда речь идет о законе причинности, духовном развитии, нравственном здоровье и преступлениях, человек всегда бывает вынужден коснуться такого предмета, как мистика. Мистикой называют контакт с потусторонним миром, когда под воздействием неких сверхъестественных сил происходит нечто необычное, необъяснимое с точки зрения материального мира. Восприятие мистики зависит от уровня интеллектуального, психического и духовного развития человека. Для кого-то проявление сверхъестественных сил – это духовная работа, а для кого-то – мистика, что связано не с самим явлением, а с разницей в восприятии этого явления людьми с разным уровнем духовного опыта.

Мистика, как и агрессия, может быть здоровой и нездоровой. Здоровая мистика выражается в том, что человек знает о существовании потусторонних сил и способен отличать сверхъестественные события от обыденных явлений физического мира. При этом он не боится сверхъестественных проявлений и не относится к ним с фанатизмом, а принимает их спокойно, как часть реальности. Если человек обладает достаточной духовной силой, при любом необычайном происшествии он сохраняет трезвость мысли и сначала ищет для него бытовые объяснения, а только потом обращается к сверхъестественному. Если человек во всем видит сверхъестественное и относится к нему с фанатичным трепетом или, напротив, все сверхъестественное отвергает без всякого обдумывания и анализа, не давая ему права на существование, это нездоровые проявления.

Романтика


Одним из наиболее разумных и здоровых проявлений мистицизма является романтика. Романтику следует понимать, как устремленность к возвышенному. Если молодые люди увлекаются романтикой и при этом следуют нравственным нормам – это признак их душевного и нравственного здоровья. Обычно романтика нравится людям, которые уже достигли определенного духовного уровня развития.


Комментариев нет:

Отправить комментарий