четверг, 2 мая 2013 г.

Психическое здоровье – второй шаг на пути воспитания

Для полноценной реализации земной жизни, независимо от причины нового воплощения души, важно обладать не только физическим, но и психическим здоровьем. Старинная пословица гласит: «В здоровом теле здоровый дух». Невозможно обеспечить физическое здоровье ребенка, минуя здоровье его психики.


Психическое здоровье проявляется в нравственности или нравственном здоровье и всегда является надежной гарантией реализации задач земной жизни и духовного развития человека. В данном контексте мы говорим об абсолютном психическом здоровье, главным условием которого является здоровая наследственность, естественное зачатие в супружеской любви, здоровая беременность, биологически нормальные роды, хороший уход и воспитание в раннем детстве, продолжительное грудное вскармливание, словом все то, что является базовыми условиями и для физического здоровья ребенка.


Психическое здоровье

В индуистских философских учениях придается большое значение психическому здоровью человека. Вот выдержка из книги «Свет на пути»:

«В эволюции самого человека, как существа живущего, думающего, чувствующего и стремящегося, мы наблюдаем: развитие его физических свойств, далее его эмоциональной природы, еще далее – развитие ума, затем – чистого разума (способности к абстракции), еще далее – развитие духа, проявляющегося в высших мирах, настолько же реальных, как мир физический, но недоступных наблюдениях наших чувств.

Как для проявления в физическом мире человек обладает орудием, которое мы называем телом, для проявления в сфере чувств и эмоций – другим орудием которое называется на Востоке KamaRupa (буквально тело желаний, т.е. проводник наших страстей, способный – при известных условиях – отделятся от физического тела), для проявления в сфере мышления – орудием мысли, так для выражения в высших мирах человек обладает орудием, которому мы даем название духа, а на Востоке – Buddhi.

С развитием духовных сил человек приобретает власть как над своей собственной природой, так и над окружающей его темной стихией, которая для него перестает быть темной в силу расширившегося знания и духовного видения. Человек, вступивший в свет, где кончается его ограниченность, остается свободным: он может употребить расширившийся предел своих способностей и сил для себя, для служения своему эгоизму: это – путь налево, к разъединению и злу. Но если он эти же силы направит на бескорыстное служение миру, это путь направо, к единству, к гармонии с мировым законом, к добру».


Нравственность

Психическое здоровье, как мы уже знаем, тесно связано с проявлением нравственности или нравственного здоровья. Слово «нравственность» происходит от слова «нрав». Согласно словарю Даля нравом называли одно из свойств духа человека. Считалось, что «Ум и нрав слито образуют дух; ко нраву относятся, как понятии подчиненные: воля, любовь, милосердие, страсти …, а к уму: разум, рассудок, память. Согласный союз нрава и ума, сердца и думки, образует стройность, совершенство духа, раздор этих начал ведет к упадку». Таким образом, нравственность – это лучшие качества человека, которые в союзе с умом укрепляют его духовную силу и ведут к духовному совершенству.

Несомненно, человеку предписывалось развивать в себе лучшие качества, тем самым способствуя укреплению своего собственного духа и его совершенствованию. Конечно, предписывается следовать нравственным законам всем сердцем, чувствуя эту благость в себе. Но считалось, что даже формальное выполнение нравственных предписаний способствует духовному развитию. Во всяком случае, это помогает человеку избежать дурных поступков. Предполагалась, что формальное выполнение нравственных законов в конечном итоге помогает разбудить сердце, и научится что-то чувствовать.


Нравственное здоровье

Проявление лучших качеств человека выражают его нравственное здоровье. В начале нашего повествования в главе «Инструменты духовного совершенствования»  (http://mirosozertcanie.blogspot.ru/2012/04/blog-post_16.html)  мы перечисляли основные нравственные качества, которые непременно проявляются у человека со здоровой психикой. Это:

§          честность, как отсутствие лжи;
§          открытость, как отсутствие подлости;
§          смелость, как способность принять любую невыгодную для индивидуума ситуацию, оценить ее и адекватно прореагировать: проявить сопротивление или принять поражение;
§          добросердечие, как отсутствие нездоровой агрессии, которая проявляется без всяких видимых причин;
§          трудолюбие, как стремление к полезной деятельности;
§          разумное отношение к распределению материальных ресурсов или хозяйственность, как отсутствие жадности и мотовства;
§          взаимопомощь, как способность к беззаветной поддержке своих соплеменников;
§          чистоплотность, как стремление к поддержке чистоты и порядка.

В той же главе мы говорили о праведном образе жизни и перечисляли некоторые правила. Отметим, что забота о психическом здоровье ребенка, тесно связана с заботой о здоровье и красоте его физического тела. Чтобы поддерживать нормальное развитие психики ребенка родительская забота заключается в постоянном обращении к нравственным понятиям, перечисленным выше. Проявлять честность, надежность, верность, преданность, трудолюбие, взаимопонимание, заботу об общем благе, бескорыстие, чистоплотность, хозяйственность, рачительность, разумность, самоотверженность и целеустремленность можно только будучи физически и психически здоровым человеком.


Что есть грех, преступление и порок


Когда мы воспитываем детей или совершаем повседневные поступки, мы должны регулярно обращаться к нравственным понятиям. Это важно, чтобы избежать роковых ошибок или исключить совершение грехов, которые могут стать причиной фатальных последствий с точки зрения закона причинности или закона кармы. С этой точки зрения важно уметь распознавать,   что является грехом, что преступлением, а что пороком.

Грех, в переводе с иврита, означает ошибка. Совершить грех, означает совершить ошибку, т.е. совершить действие, несоответствующее вселенским законам. Перечень основных грехов человека известен и отражен в посмертном отчете в главе «Отчет о прожитой жизни, путь к свету и смертные грехи» (http://mirosozertcanie.blogspot.ru/2012/11/blog-post_24.html).
Если человек совершает непреднамеренный грех, не зная, что он сделал в действительности, и готов нести полную ответственность за совершенный поступок, он имеет возможность исправить свой грех и это не станет фатальным. В результате греха человек неизбежно теряет энергию, но если грех совершен непреднамеренно и человек способен нести за него ответственность, он довольно быстро восполняет растраченный энергетический потенциал и тем самым устраняет фатальные последствия своего поступка.

Преступлением считается преднамеренный грех, когда человек знал, что его действие заведомо ошибочно и даже преступно, но все равно это сделал. В данном случае происходит потеря энергии, которую восстановить невозможно. Это происходит главным образом потому, что человек, совершая преступление, не собирается нести за это ответственность. Он знает, что совершил преступление, но хочет скрыть свои действия и боится огласки. В результате его духовный уровень неизбежно падает. Восстановить утрату и подняться на прежний уровень будет возможно только благодаря раскаянию, которое предполагает ответственность за содеянное и неустанное исправление последствий своего преступления.

Пороком считается глубокая деформация души. Если душа порочна, то человек будет тяготеть к совершению преступлений и будет совершать их слишком часто. Регулярные преступные действия обычно совершают люди, страдающие психическими расстройствами. О таком человека говорят, что он порочен, что его душа с червоточиной. Характеристика «моральный урод» в данном случае вполне отражает суть дела. Но в этом случае никакой надежды на реабилитацию человека в ближайшем и даже в отдаленном будущем нет. Она конечно же наступит, но не в этой конкретной жизни. Порочные души часто воплощаются в неполноценном теле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий