Подрастая, дети начинают задавать своим родителям вопросы о том, как устроен мир. Они хотят понять кто они сами, что представляет собой их семья и их народ, хотят осознать что такое Вселенная и какое в ней место отведено человеку. Они хотят понять, что они делают правильно, а что неправильно, и на что им ориентироваться для того, чтобы понять, где правильно. Они хотят понимать, почему многие события не происходят по воле человека, а подчиняются каким-то иным законам. Они хотят научиться эти законы распознавать и подчинять свои действия законам внешнего мира.
Дети изначально предполагают, что взрослые хорошо знают свое место в мире и знают устройство и происхождение Вселенной. Они испытывают острое разочарование, если, отвечая на их вопросы, взрослые ошибаются. У детей есть врожденное знание о структуре Вселенной. Более того, они довольно хорошо осознают место, отведенное в ней человеку. Можно сказать, что эти врожденные знания являются для них путеводителем, по которому они производят сверку своих ощущений, информации, поступающей извне, а также информации, полученной от родителей и других людей. Например, дети точно знают о распределении ролей и сфер влияния между мамой и папой. Если действия или суждения взрослых не совпадают с указаниями их путеводителя, у детей возникает ощущение неправильности происходящего, что переживается ими весьма трагически.
Дети, к удивлению взрослых задаются самыми разными философскими вопросам. Они задают вопросы о жизни и смерти, о происхождении мира, о Короле и Королеве, о своем народе или племени, о Боге, о смысле жизни, о своем предназначении, о возможностях своего развития и совершенствования. Интересно, что у детей не встает вопрос о добре и зле, у них встает вопрос о правильности или неправильности собственных действий или поступков других людей, они пытаются соотнести поведение окружающих и свое собственное с некими критериями, начертанными в их путеводителе. Можно уверенно сказать, что в осознании детей злом считается все то, что происходит неправильно и не соответствует указаниям их путеводителя. Интересно и то, что, по мнению детей, всякое зло не может оказаться победителем и тот, кто ему следует, вредит только себе. Зло может быть опасно только для другого зла. Если ты все делал правильно и пострадал от зла до смерти, ты всегда можешь улететь в прекрасные миры, где, по мнению детей, живут феи. А тот, кто совершал зло и «был гадким», окажется в «черной пропасти, где будет страшно мучиться», но выбраться из нее не сможет долго-долго.
Сначала я с удивлением слушала рассуждения детей о том, что все умирают, когда приходит их срок, что Сатурн можно наблюдать из другого измерения и его кольца смотрятся совсем по-другому, что каждый ребенок приходит в мир со своим предназначением, что душа человека входит в его тело и выходит из него совершенно определенным образом и т.д. Потом я стала записывать, а потом специально собирать высказывания и рассуждения детей, ненавязчиво расспрашивать их о том, что они хотели выразить. В итоге я собрала более 300 историй. Семь из них мне удалось собрать наиболее полно, поскольку это были мои родные дети. Следует отметить, что эти рассуждения свойственны детям в возрасте от 3 до 8 лет. После 8 лет дети утрачивают знания, которыми они обладали благодаря своему неписанному путеводителю.
На основе этих детских сообщений и рассуждений я написала отчет, который лег в основу курса «Основы миросозерцания», а по-другому его и не назовешь. Конечно, можно было бы прибавить, что это миросозерцание детей или путеводитель для взрослых, но с не меньшим удивлением я обнаружила, что детские рассказы укладываются в канву древних философских систем. В частности, есть множество параллелей с философией Древнего Египта, миросозерцанием славян, древней Индии и Тибета. Детские ожидания от окружающего мира во многом совпадают также с перворелигиями (в детском путеводителе не существует такого понятия, как язычество).
Удивительно, но дети знают об изначальном, о первооснове существования Вселенной и человека.Эти впечатления и переживания являются общими для детей совершенно разных этнических групп, их следует считать межконфессиональными и можно смело предположить, что именно они когда-то в далеком прошлом стали основой всех древних религий, мифов о происхождении мира и древних систем миросозерцания.
Настоящую публикацию я адресую просвещенным родителям, которые хотят воспитать разумных и добросердечных детей. Ее не следует рассматривать как самоучитель. Относиться к ней нужно как к подсказке, к некой обзорной информации. Если человеку в возрасте от 3 до 8 лет не удалось разобраться с личным неписанным путеводителем, то освоить основы миросозерцания из публикации невозможно. Для этого нужны беседы с опытным человеком (учителем), время для обдумывания, ответы на вопросы и приобретение совершенно определенного личного опыта самозабвенно и без капризов.
Дети изначально предполагают, что взрослые хорошо знают свое место в мире и знают устройство и происхождение Вселенной. Они испытывают острое разочарование, если, отвечая на их вопросы, взрослые ошибаются. У детей есть врожденное знание о структуре Вселенной. Более того, они довольно хорошо осознают место, отведенное в ней человеку. Можно сказать, что эти врожденные знания являются для них путеводителем, по которому они производят сверку своих ощущений, информации, поступающей извне, а также информации, полученной от родителей и других людей. Например, дети точно знают о распределении ролей и сфер влияния между мамой и папой. Если действия или суждения взрослых не совпадают с указаниями их путеводителя, у детей возникает ощущение неправильности происходящего, что переживается ими весьма трагически.
Дети, к удивлению взрослых задаются самыми разными философскими вопросам. Они задают вопросы о жизни и смерти, о происхождении мира, о Короле и Королеве, о своем народе или племени, о Боге, о смысле жизни, о своем предназначении, о возможностях своего развития и совершенствования. Интересно, что у детей не встает вопрос о добре и зле, у них встает вопрос о правильности или неправильности собственных действий или поступков других людей, они пытаются соотнести поведение окружающих и свое собственное с некими критериями, начертанными в их путеводителе. Можно уверенно сказать, что в осознании детей злом считается все то, что происходит неправильно и не соответствует указаниям их путеводителя. Интересно и то, что, по мнению детей, всякое зло не может оказаться победителем и тот, кто ему следует, вредит только себе. Зло может быть опасно только для другого зла. Если ты все делал правильно и пострадал от зла до смерти, ты всегда можешь улететь в прекрасные миры, где, по мнению детей, живут феи. А тот, кто совершал зло и «был гадким», окажется в «черной пропасти, где будет страшно мучиться», но выбраться из нее не сможет долго-долго.
Сначала я с удивлением слушала рассуждения детей о том, что все умирают, когда приходит их срок, что Сатурн можно наблюдать из другого измерения и его кольца смотрятся совсем по-другому, что каждый ребенок приходит в мир со своим предназначением, что душа человека входит в его тело и выходит из него совершенно определенным образом и т.д. Потом я стала записывать, а потом специально собирать высказывания и рассуждения детей, ненавязчиво расспрашивать их о том, что они хотели выразить. В итоге я собрала более 300 историй. Семь из них мне удалось собрать наиболее полно, поскольку это были мои родные дети. Следует отметить, что эти рассуждения свойственны детям в возрасте от 3 до 8 лет. После 8 лет дети утрачивают знания, которыми они обладали благодаря своему неписанному путеводителю.
На основе этих детских сообщений и рассуждений я написала отчет, который лег в основу курса «Основы миросозерцания», а по-другому его и не назовешь. Конечно, можно было бы прибавить, что это миросозерцание детей или путеводитель для взрослых, но с не меньшим удивлением я обнаружила, что детские рассказы укладываются в канву древних философских систем. В частности, есть множество параллелей с философией Древнего Египта, миросозерцанием славян, древней Индии и Тибета. Детские ожидания от окружающего мира во многом совпадают также с перворелигиями (в детском путеводителе не существует такого понятия, как язычество).
Удивительно, но дети знают об изначальном, о первооснове существования Вселенной и человека.Эти впечатления и переживания являются общими для детей совершенно разных этнических групп, их следует считать межконфессиональными и можно смело предположить, что именно они когда-то в далеком прошлом стали основой всех древних религий, мифов о происхождении мира и древних систем миросозерцания.
Настоящую публикацию я адресую просвещенным родителям, которые хотят воспитать разумных и добросердечных детей. Ее не следует рассматривать как самоучитель. Относиться к ней нужно как к подсказке, к некой обзорной информации. Если человеку в возрасте от 3 до 8 лет не удалось разобраться с личным неписанным путеводителем, то освоить основы миросозерцания из публикации невозможно. Для этого нужны беседы с опытным человеком (учителем), время для обдумывания, ответы на вопросы и приобретение совершенно определенного личного опыта самозабвенно и без капризов.
Итак, приглашаю вас познакомиться с основным содержанием путеводителя, который всякий раз листает ребенок, когда обращается к родителям с вопросами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий